Христианство говорит, что гордыня — великий грех, грех сатанинский, грех, который хуже всех грехов, хуже воровства или блуда, хуже всего. Есть только один грех, который еще хуже — это отчаяние, но он тесно связан с гордыней. Часто люди неверующие реагируют на это с удивлением и обидой — христианство отрицает человеческое достоинство!
Что же, давайте разберемся, что такое достоинство и что такое гордыня — раз их часто путают. Увы, нередко то, что в миру называется «достоинством» это и есть гордыня. Как это понять? По отношению к ближним. Означает ли мое «чувство собственного достоинства», что есть какие-то менее достойные чем я, люди? Кто-то, к кому я с (с полным, в своих глазах, основанием) отношусь с презрением? Какие-то люди, взгляды, привычки, обычаи которых заслуживают, в моих глазах, того, чтобы ставить этих людей на ступеньку ниже, чем меня?
Классическая форма гордыни — расизм, вера в то, что я отношусь к биологически высшей породе, а другие люди — к низшей; расизм может опираться на различия в оттенке кожи, а может отлично без них обходиться. «Расовые» отличия могут находиться исключительно в голове расиста, как это было с основоположником «научного» расизма Артюром Гобино, который полагал, что относится к иной расе, нежели большинство его сограждан.
Но человек может и не называть это расизмом — он просто может считать, что «они», жители другой местности и представители другой социальной группы, по какой-то причине ниже его, и достойны презрения.
За то, что они хуже образованы, или меньше зарабатывают, или по любой другой, реальной или выдуманной причине.
Гордыня всегда ищет поставить своего ближнего ниже себя. Этим она отличается от достоинства — которое начинает с того, что видит достоинство другого. И он, и я сотворены по образу Божию и искуплены драгоценной кровью Иисуса Христа. Христианин видит ближнего именно в свете этого факта, и мысль о том, чтобы с презрением отнестись к тому, за кого умер Христос, вызывает у него ужас.
Как говорил еще языческий мудрец Сенека, «Человек - предмет для другого человека священный».
Гордыня ищет вознести себя, уничижая других — достоинство признает образ Божий и в других, и в себе. И признавая это достоинство, мы обнаруживаем, что мы недостойны — мы ведем себя совсем не так, как должно вести себя носителям Его образа. Высокое мнение о достоинстве человека — когда оно есть — побуждает к покаянию, к перемене пути, к отвержению греха, которым мы отрицали достоинство других людей — или свое собственное. Гордыня — это не синоним достоинства, это его антоним.
Наследный принц, превратившийся в вора и бродягу, а потом пришедший в себя, будет горько оплакивать свое падение именно по причине высокого достоинства, с которого он ниспал; вор и бродяга, который гордится тем, какой он ловкий вор, ни в какое достоинство просто не верит. Гордыня и достоинство — не только не одно и то же, это противоположные вещи.
«Святитель Лука Крымский — врач и епископ». Екатерина Каликинская
У нас в гостях была директор музея святителя Луки Войно-Ясенецкого в Феодоровском монастыре Переславля-Залесского, писатель, журналист Екатерина Каликинская.
Разговор шел о том, как в судьбе святителя Луки соединились два служения: врачебное и священническое, а также о его роли в жизни Русской Церкви и о вкладе в развитие медицины. Кроме того мы говорили о документальном фильме по сценарию нашей гостьи «Врачи победы».
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
Возрождение храма Живоначальной Троицы на Шаболовке
В храме Живоначальной Троицы на Шаболовке службы возобновились с 1992-го года. Настоятелем храма был назначен Протоиерей Георгий Вахромеев, и он собрал вокруг себя большой дружный приход, который осуществил огромную работу по возрождению храма. Был создан прекрасный интерьер церкви, прихожане помогали Батюшке Георгию украсить ее необыкновенным иконостасом, написать множество красивых икон. Был создан замечательный хор.
В 2025-м году в храм был назначен Протоиерей Артемий Владимиров, и приход храма Живоначальной Троицы растет с каждым днем. Все, кто сюда приходят, с теплом и благодарностью вспоминают Отца Георгия Вахромеева, и приобщаются к той удивительной атмосфере, которая была им создана, и приумножается новыми идеями, планами и свершениями.

на Шаболовке




и Батюшкой Николаем


Все выпуски программы Места и люди
Рэй Брэдбери «Лёд и пламя» — «Из времени мы выпали в вечность»

Фото: Piqsels
В Постной Триоди (так называется сборник богослужебных текстов Великого поста) есть слова: «Кто настолько премудр, чтобы приобрести за немногие дни вечность?» То есть тот, кто мудро распоряжается земной жизнью, приобретает за её краткое время Царствие Небесное. Ценности времени посвящён и рассказ «Лёд и пламя» американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери.
Космический корабль совершает аварийную посадку на незнакомой планете. Космонавты попадают в чудовищные условия: на планету ежесекундно обрушивается колоссальный поток радиации, вызывающий изменения в организме. Продолжительность жизни сокращается до восьми дней. Дети, рождённые в понедельник, к воскресенью превращаются в стариков.
Вы заметили, что произошло? Рассказ незаметно выбрался из жанра научной фантастики и приблизился к притче. Вот как описывает Брэдбери жизнь на чужой планете: «Рождение мгновенно, как взмах ножа. Детство пролетает стремительно. Юношество — будто зарница. Возмужание — сон, зрелость — миф, старость — суровая быстротечная реальность, смерть — скорая неотвратимость».
Но разве эти слова только о фантастическом мире со страшной радиацией? Разве они не о нашем падшем мире, в который однажды, в самом начале человеческой истории, в результате грехопадения вошла смерть? Из вечности мы выпали во время, и оно беспощадно, скоротечно.
Герои рассказа «Лёд и пламя» находят спасение, вернувшись в корабль, который защищает их своей обшивкой. И вновь в тексте проступает христианская символика: «корабль спасения» — так называют Церковь, внутри Церкви мы находим спасение от радиации греха и смерти.
— Я нашёл способ продлить жизнь на целых три дня, три долгих, славных дня, — говорит Сим, главный герой повести.
В ответ раздаются восторженные крики, ликование.
Для друзей Сима три дня — это неслыханное богатство. Вспомним слова из Постной Триоди, с которых мы начали эту беседу, они говорят о том же. Ведь за немногие дни, напоминают они нам, можно приобрести вечность.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение







