Христианство говорит, что гордыня — великий грех, грех сатанинский, грех, который хуже всех грехов, хуже воровства или блуда, хуже всего. Есть только один грех, который еще хуже — это отчаяние, но он тесно связан с гордыней. Часто люди неверующие реагируют на это с удивлением и обидой — христианство отрицает человеческое достоинство!
Что же, давайте разберемся, что такое достоинство и что такое гордыня — раз их часто путают. Увы, нередко то, что в миру называется «достоинством» это и есть гордыня. Как это понять? По отношению к ближним. Означает ли мое «чувство собственного достоинства», что есть какие-то менее достойные чем я, люди? Кто-то, к кому я с (с полным, в своих глазах, основанием) отношусь с презрением? Какие-то люди, взгляды, привычки, обычаи которых заслуживают, в моих глазах, того, чтобы ставить этих людей на ступеньку ниже, чем меня?
Классическая форма гордыни — расизм, вера в то, что я отношусь к биологически высшей породе, а другие люди — к низшей; расизм может опираться на различия в оттенке кожи, а может отлично без них обходиться. «Расовые» отличия могут находиться исключительно в голове расиста, как это было с основоположником «научного» расизма Артюром Гобино, который полагал, что относится к иной расе, нежели большинство его сограждан.
Но человек может и не называть это расизмом — он просто может считать, что «они», жители другой местности и представители другой социальной группы, по какой-то причине ниже его, и достойны презрения.
За то, что они хуже образованы, или меньше зарабатывают, или по любой другой, реальной или выдуманной причине.
Гордыня всегда ищет поставить своего ближнего ниже себя. Этим она отличается от достоинства — которое начинает с того, что видит достоинство другого. И он, и я сотворены по образу Божию и искуплены драгоценной кровью Иисуса Христа. Христианин видит ближнего именно в свете этого факта, и мысль о том, чтобы с презрением отнестись к тому, за кого умер Христос, вызывает у него ужас.
Как говорил еще языческий мудрец Сенека, «Человек - предмет для другого человека священный».
Гордыня ищет вознести себя, уничижая других — достоинство признает образ Божий и в других, и в себе. И признавая это достоинство, мы обнаруживаем, что мы недостойны — мы ведем себя совсем не так, как должно вести себя носителям Его образа. Высокое мнение о достоинстве человека — когда оно есть — побуждает к покаянию, к перемене пути, к отвержению греха, которым мы отрицали достоинство других людей — или свое собственное. Гордыня — это не синоним достоинства, это его антоним.
Наследный принц, превратившийся в вора и бродягу, а потом пришедший в себя, будет горько оплакивать свое падение именно по причине высокого достоинства, с которого он ниспал; вор и бродяга, который гордится тем, какой он ловкий вор, ни в какое достоинство просто не верит. Гордыня и достоинство — не только не одно и то же, это противоположные вещи.
7 июля. О действии Святого Духа

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о Крестителе Господнем Иоанне: «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».
О действии Святого Духа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова открывают нам удивительную истину:действие благодати может освещать человеческую природу с самых истоков земного бытия, приготовляя человека к великому служению. Исполнение Духом сформировало всю личность Крестителя: его жизнь в пустыне, строгий аскетизм не были самоцелью, но условием сохранения и возрастания в благодати.
Сила Духа явлена в его пламенной проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Его слова, проникая в сердца человеческие, были не мудростью человеческой, но гласом Духа истины. Само крещение в Иордане, крещение покаяния для оставления грехов, было действием того же Духа, призывающего к очищению.
Пред встречей с Мессией святой Дух дал ему глубочайшую прозорливость. Он безошибочно узнал в Иисусе Агнца Божия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». «Идущий за мной сильнее меня», — сказал он. Сила Духа в Иоанне мощно действовала на весь мир. Люди всех сословий приходили, каялись и крестились. Дух Святой был для Иоанна источником силы и мужества. Он бесстрашно обличал грех царя Ирода, что привело его к мученической кончине.
Итак, жизнь Иоанна Крестителя, от освящения во чреве до мученического венца, есть величайшая икона действия Святого Духа в мире. Он явил полное послушание Богу, пророческую ревность, чистоту и мужество — вот истинные плоды жизни в Духе.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. О духовном пробуждении

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Наступил уже час пробудиться нам от сна».
О духовном пробуждении — протоиерей Максим Горожанкин.
Если мы внимательно посмотрим на содержание всего послания апостола Павла к римлянам, то увидим, что это чёткий и осознанный призыв римским христианам, обращённым из иудеев, начать вести осознанную, как бы мы сегодня сказали, христианскую жизнь и продолжать дело апостольской проповеди.
Всё послание от начала и до конца проникнуто идеей воскресения Христова: «Христос воскрес, а значит,и мы должны совоскреснуть с Ним». А как же нам совоскреснуть? Естественно, нам необходимо пробудиться от того сна, который нас сковывает. А какой это сон? Это сон — ощущение собственной избранности, это какое-то пленение разума относительно того, что нас спасает исполнение закона ветхозаветного, а не Бог.
И вот апостол Павел призывает своих слушателей, своих будущих учеников, к которым он ещё не дошёл, но скоро придёт, пробудиться от сна и обратиться от Ветхого Завета к Завету Новому. И конечно же, читая сегодня эти слова, мы также должны понимать, что спасает нас не формальное исполнение закона, а живая вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
И дело покаяния — это дело непрестанного пробуждения: пробуждения навстречу Богу, навстречу людям, навстречу самому себе и навстречу каждому человеку, которого мы должны встречать на пути своей жизни как посланного от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. Об иконографии пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня 7 июля. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии пророка — протоиерей Михаил Самохин.
Первые иконы Иоанна Крестителя, датированные III веком от Рождества Христова, найдены в римских катакомбах. Они изображают пророка аскетом, пустынником.
С XI века начало развиваться житийное направление в иконографии Иоанна Крестителя, включающее разные эпизоды повествования о его жизни, начиная с зачатия Иоанна Предтечи. Эту икону называют «Целованием праведных Захарий» или «Совет Рождества Иоанна Предтечи».
И затем икона «Ангел Пустыни», где он изображается с крыльями, подобно ангелам. Этот образ сложился где-то в конце XIII века. А на Руси с XVI века появился образ Иоанна Крестителя с крыльями, удерживающего в руках евхаристическую чашу с Богомладенцем.
Среди важных образов, конечно же, — это моление святого Иоанна Предтечи в пустыне, образ, на котором пророка изображают вошедшим в возраст и готовящимся приступить к трудам проповеди. Самая распространённая икона с Иоанном Крестителем, конечно, — это «Крещение Господне»,и затем «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сюжет усекновения появляется с X века и основан на VI главе Евангелиста Марка, рассказывающего о страшной судьбе пророка.
Среди сюжетов иконографии — обретение честной главы Иоанна Предтечи, его сошествие в ад, где он запечатлён повествующим о грядущем Мессии, и, конечно, где Иисус предстаёт с Матерью Божией к Спасителю и молится о нас, ведь по церковному преданию именно он вместе с Пресвятой Богородицей будет ходатайствовать о нас и на Страшном суде.
Поэтому будем же молиться Иоанну Крестителю об укреплении и нашей твердости в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема