Наверное, в каждой христианской семье есть любимые святые. Те, чье присутствие, участие, внимание, наставление ощущаешь настолько нефигуральным образом, что воспринимаешь такого святого действительно близким, реальным, хорошо знающим тебя и твои обстоятельства человеком.
В моей семье, в которой есть и церковные , и неверующие, тем не менее уже много лет одинаково важно и непреложно присутствует святитель Лука Крымский, выдающийся хирург и профессор Войно- Ясенецкий.
Для церковной части семьи это близкий, удивительно скорый на помощь заступник, не раз являвший чудеса. Для нецерковной – учитель, безусловный авторитет и корифей. Иначе и не могло быть для врачебной династии.
Я думаю, что роль святителя Луки особая, назначенная и для общей истории страны и для новейшей церковной. Он будто встает над схватками, сомнениями, руганью – нравственным и личностным эталоном, фигурой примирения и рассуждения.
Мы знаем его жизнь довольно подробно и честно, без полировки, без припудривания. Частью из его искренних и прямых дневников, жестко, хлестко написанной биографии. Еще больше и четче из архивов НКВД, сотен докладных уполномоченных по делм религии, кураторов от МГБ и простых доносчиков.
Профессор и архиерей Лука (Войно- Ясенецкий) удивительный, почти невероятный пример сочетания высочайшего профессионального деланья преданности профессии, жесткости и сухости в решениях, сложного таланта и при этом высочайшего смирения (вспомним хотя бы как он лечил и спасал родных своих мучителей, оставаясь врачом милосердным и деятельным в любых обстоятельствах и гонениях).
При этом твёрдость христианской веры и христианской позиции, принципиальность и часто даже жесткость жили в нем рядом. С потрясающей редкой чувствительностью, мягкостью, открытостью переживающего сердца, когда речь шла о Христе. Вот запись от 2 октября 1947 года, одного из рапортов спецслужбистов: «По разработке архиепископа Луки за отчетный период от нашей агентуры поступила следующая информация. На праздник Преображения Лука служил в кафедральном соборе , верующих было мало. В проповеди он сказал: «служба была архиерейская, а народу мало. Я живу вместе с вами, радуюсь , когда вас много, и плачу, когда вас мало, я плачу и прошу у Бога смерти. Вы забываете храм и оставляете меня, лучше мне пойти от вас к Богу, где вас нет..» Многие тоже плакали - продолжает агент – плакал также Лука и священники Милославов и Осипов.»
Кто же такой святитель для страны, для церкви? Не только святой, молитвенник и заступник. Он - исторически важный персонаж , удивительный экземпляр личности, совести, одаренности, системного богословского ума. Мостик между Церковью и секулярным интеллектуальным миром. Сколько раз я наблюдала как именно через интеллектуальный диалог (чего стоит только выдающийся, захватывающий, потрясающий системой и осмыслением труд «Дух, душа и тело») через свои отношения со святителем Лукой как ученым и мыслителем люди, противопоставляющие образованность, академический ум и религию, в конце концов, приходили в церковь. Думаю, что нам еще только предстоит оценить масштаб, глубину и исторический вес святителя…
Когда я дописываю эту колонку, в комнату входит сын – студент – медик. «Ты представляешь, - говорит он мне - до сих пор никто в мире не научился делать более эффективную новокаиновую блокаду седалищного нерва, чем святитель Лука»! . Я поднимаю глаза на иконку святителя: «Спасибо, что говорите с нами и так, любимый отче. Доктор, святой…»
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.