Я видела много примеров красивой и преданной дружбы. Христианской, мужской, боевой, зрелой, пронесенной через годы, вспыхнувшей в возрасте, дружбы жертвенной, дружбы яркой, дружбы веселой. Но однажды я повстречала самую прекрасную, самую –самую настоящую.
Много лет подряд мы приезжали в подшефный интернат для незрячих и слабовидящих детей в Костроме. Старое огромное кирпичное здание, небогатый ремонт, удивительные воспитатели и нянечки. Сюда привозят слепых и слабовидящих детей сразу из двух областей. Они из разных семей. Кто-то из благополучных, обеспеченных, кто-то из нищих и – хуже того – фактически отказавшихся, от ребенка -инвалида.
В интернате дети проводят большую часть своей жизни. Живут, учатся, играют. Образуют кружки и группы. Нередко можно было увидеть, как ребенок с остатками зрения опекает и поддерживает своего тотально незрячего – то есть слепого одноклассника.
Мы приехали на Масленицу. В багажниках у нас лежали какие-то крупные подарки интернату - для общего пользования. Но отдельно приготовили по маленькому презенту каждому ребенку. Разные, с учетом физических возможностей и особенностей детей.
Играть с такими детьми непросто – надо было придумать такие игры, в которых незрячие и слабовидящие детки могли соревноваться.
Это было похоже на маленькие параолимпийские игры: мальчишки с остатками зрения помогали своим незрячим друзьям в специальной эстафете и играх на слух. Вели их за руку к блинам, помогали взять чай. Я обратила внимание на рыжего мальчишку в толстенных очках, лет восьми или девяти от силы: всюду, где бы ни начиналась игра или конкурс, он, расталкивая толпу, тащил своего друга. Худого, в синей большеватой куртке, с прикрытыми веками и характерным чуть растерянным и напряженным одновременно выражением лица.
Когда блины доели, мы вспомнили про наши «индивидуальные» подарки, побежали к машинам. принесли, с шутками и прибаутками начали раздавать. Через толпу ребят постарше пробивался рыжий. Серьезный и сосредоточенный. Ему протянули подарок, из тех, что приготовили для ребят с остатками зрения- классный рельефный пенал с разными полезными и крутыми штуками. Он схватил его, поднес к толстенным стеклам, расплылся в счастливой улыбке и …вернул. «Подержите пока. Сначала – ему». Вытолкнул перед собой долговязого друга, мальчишку в синей куртке.
Мы достали подарок маленькому незрячему, специальную игрушку – конструктор. Рыжий взял его сам, развернул, вложил в ладошки друга, подождал пока тот «осмотрит» конструктор тонкими пальцами и поймет, что и куда крутить.
Только потом протянул руку за своим пеналом. Взял его крепко, веря больше рукам, чем очкам. Обнял другой рукой долговязого друга и потопал к красному дому.
Мы остались потрясенные и смущенные сценой. Этой крошечной, но огромной искренней жертвой. Образцом такой удивительной, правильной неэгоистичной дружбы – взрослой и зрелой.
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 200 зач., I, 11-19.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Человек — существо социальное. Мы не терпим одиночества. Однако порой нам необходимо побыть в уединении. О той духовной пользе, которую мы можем получить, отстранившись на время от шума этой жизни, рассказывает отрывок из 1-й главы послания апостола Павла к Галатам. Именно он звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
До своего обращения в христианство апостол Павел был одержим идеей уничтожения Церкви Христовой. Он фанатично преследовал учеников Спасителя и предавал их на смерть. Павел был уверен, что так он исполняет волю Бога, охраняет чистоту веры от пагубной ереси и хранит традицию отцов. Поэтому и называет он себя «неумеренным ревнителем отеческих преданий». Однажды по пути в Дамаск, куда Павел ехал, чтобы найти и уничтожить местную христианскую общину, ему явился Бог. В Нём Павел узнает Того Самого распятого Иисуса, против учеников Которого он враждовал. Это явление потрясает Павла настолько, что он кардинально меняет свои убеждения и образ жизни. Из жестокого гонителя он превращается в ревностного проповедника Евангелия и со временем становится одним из самым выдающихся апостолов Христовой веры.
Сегодня Павел возвращается к тем событиям. Он вспоминает, какие были его первые действия после чудесного переворота. По его словам, он «не стал советоваться с плотью и кровью, и не пошёл в Иерусалим к другим Апостолам». Это очень примечательный момент. До своего обращения апостол полностью доверял своему опыту, своим мыслям, чувствам и темпераменту. Кроме того, он доверял окружающим его авторитетам иудейской веры. Всё это подсказывало ему, что он на правильном пути. Что он исполняет дело Божие. Что его ведёт Сам Господь. Однако в итоге оказалось, что он воюет против Своего Творца. Что всё это время он разговаривал сам с собой. Советовался с плотью и кровью.
Поэтому Павел и не спешит делать первое, что приходит на ум. Он не спешит броситься на шею другим апостолам, заявить о своём изменении и готовности служить Церкви. Павел берёт паузу. На три года уходит в Аравию. Скорее всего в пустыню. Зачем? Он ощутил в своём сердце глубокую реальность присутствия Христа. И теперь ему необходимо научиться жить в этом присутствии. Научиться согласовывать свои чувства и мысли с тем голосом, который исходит из глубины его существа. Для этого он и удаляется от шума. Здесь Павел может побыть наедине с собой, перезагрузиться. Научиться заново общаться с Богом. Чтобы потом, с новой ясностью в уме и сердце, исполнять волю Творца. И чтобы отныне не плоть и кровь управляли им, но Дух Божий.
Плоть и кровь, о которых говорит Павел, не обязательно подталкивают нас к чему-то аморальному и противозаконному. Нет. Это естественный ход мысли, который подсказывает нам, как найти в этой жизни комфорт и стабильность. Как их не потерять и приумножить. Печально, когда в своей повседневной деятельности, мы слышим только голос плоти и крови. Даже будучи церковными людьми мы нередко поступаем так, как сами считаем нужным и правильным. При этом с лёгкостью находим обоснование такого поведения в Писании и других авторитетных вероучительных текстах. Сегодня Церковь напоминает, что подлинное служение Богу начинается с того, что я отказываюсь слепо доверять себе. Я ставлю под сомнение свои мотивы. Я не бросаюсь что-то делать или говорить по первому импульсу. Каждый свой шаг и поступок я стараюсь сверить с Евангелием, каждое своё слово, мысль и чувство — с тем опытом, которым обладают святые Церкви. Но самое главное, я учусь слышать и вступать в диалог с тем голосом, который звучит в глубине моего сердца. А он становится явственным и ощутимым, когда я хотя бы на краткое время понуждаю себя ради общения с Богом удаляться от суеты этой жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«29-е воскресенье по Пятидесятнице. Рождество Христово». Священник Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Гал.1:11—19) и Евангельского (Мф.2:13—23) чтений в 29-е воскресенье по Пятидесятнице (Неделя по Рождестве Христовом), о празднике обрезания по плоти Иисуса Христа, о Крещенском сочельнике, а также о днях памяти святителя Василия Великого, 70-ти апостолов.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
«Семья и церковная община». Священник Алексей и Ольга Дудины
У нас в гостях были настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области священник Алексей Дудин и его супруга Ольга.
Мы говорили о том, как люди объединяются в общины при храмах, как это помогает семьям вести церковную жизнь, раскрывать свои таланты и помогать ближним.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час