
Гал., 200 зач., I, 11-19.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который пережил встречу с Богом, знает, что расстаться с некоторыми грехами бывает очень непросто. Дело не только в изменении жизни, что само по себе действительно трудно, речь о припоминании прошлых грехов, о некотором ощущении вины, возникающем уже после покаяния... И, конечно, у всякого, кто сталкивался с подобными переживаниями, возникают вопросы: что делать с этими воспоминаниями? Как быть христианином, когда ощущение вины не оставляет? Прикровенные ответы на эти вопросы, звучат в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
Любой священник, прослуживший несколько лет в священном сане и принимающий исповедь, сталкивался с тем, что люди исповедуют грехи, в которых уже покаялись. Одни снова и снова рассказывают о делах давно минувших дней, потому что им кажется, что Бог пока не простил их. Другие поступают так, потому что чувство вины гложет их и не даёт спокойно жить. Причём зачастую, и те, и другие уже давно изменили жизнь и никогда больше не повторяли и не повторят грех, который их беспокоит. Однако память берёт своё и люди снова и снова говорят о том, что давно в прошлом.
Любой человек, который знаком со Священным Писанием и историей древней Церкви, знает о роли апостола Павла в деле распространения Евангелия среди язычников. В то же время, в сегодняшнем чтении мы слышим, что и апостол Павел периодически вспоминает прежние грехи, ведь он гнал и опустошал Церковь Божию, будучи неумеренным ревнителем иудейских преданий. Как явно следует из его слов, он не скрывал ничего из своего прошлого.
Однако важны не сами воспоминания, существование которых в большей степени зависит от функций нашей памяти. Дело совсем не в том, о чём мы помним и чего не помним, но в том, что мы с этими воспоминаниями делаем, как себя по отношению к ним позиционируем. В конце концов наш мозг — не персональный компьютер, с которого можно безвозвратно удалить тот или иной файл. Мы бы очень хотели забыть некоторые вещи, мы уже изменились, мы другие, а воспоминания будто бы говорят: вы всё те же.
Что же делает с воспоминаниями апостол Павел? При необходимости он не боится о них говорить, но не сомневается ни в Божией любви, ни в том, что его вина прощена. Если он и вспоминает о них, то лишь для того, чтобы подчеркнуть: его покаяние и исправление жизни привели к тому, что Бог призвал его Своей благодатью и открыл через него возможность проповеди Христа. В его жизни были грехи, но действием благодати от них осталась лишь память. Он верен Богу и знает, что все подобные дела в прошлом и говорить о них стоит лишь в контексте того духовного преображения, которое каждому из нас в свою меру Господь подаёт, если мы так же искренне, как апостол, стремимся следовать Его воле.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
15 июня. Об Иконе Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Сегодня 15 июня. Церковь чтит Икону Божией Матери «Умягчение злых сердец».
Об иконе рассказывает игумен Лука (Степанов).
Икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» — новописанная. Сюжет связан с пророчеством, высказанным в присутствии Пречистой Девы, о том, что Ей самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец. И изображаются на иконе, направленные на сердце Пречистой Девы, семь мечей, как образы многообразных скорбей, которые Ей надлежит претерпеть, сострадая Сыну Своему, распятому за грехи рода человеческого.
Эта икона удивительно оказалась современниками православными востребована, возлюблена. Я сам являлся свидетелем её мироточения, когда сопровождающие этот образ чудесный, один из списков Семистрельной иконы Божией Матери, привозили её во град Рязань для почитания.
Мне самому довелось нести её от автобуса, на котором она прибыла, до собора Христо-Рождественского, в котором размещалась, и в течение всего этого ношения я был с одной и с правой стороны. Неоскудеваемый поток благоуханного мира струился по киоту, наполняя мои руки, которые несли её. И это было такое потрясающее чудо, это была такая благодать милости Богородицы ко всем молящимся Ей, что, конечно, почитание этой иконы Семистрельной приумножается на радость и утешение христианам.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 июня. О значении Миланского эдикта

В этот день в 313 году византийский император Константин объявил свободу вероисповедания и повелел вернуть христианам конфискованную у них собственность.
О значении эдикта, названного историками Миланским — священник Августин Соколовски.
Если с точки зрения обычной светской перспективы Миланский эдикт был вещью в себе и просто-напросто изменил положение вещей в римском государстве, то для православного христианского сознания этот закон стал первым этапом на пути подлинного преображения всего прежде существовавшего.
Последующими этапами были Вселенский собор в Никее, восстановление Иерусалима и Воскресение Словущее — освящение храма Гроба Господня, —основание Константинополя, крещение самого Константина на смертном одре. Таким образом, всего получается пять вех, которые, подобно пяти чувствам человека, оживотворили ход вещей и продолжают делать это неисповедимыми и невидимыми путями до скончания века.
Следствия Миланского эдикта огромны. Их можно осмыслять очень долго, но, пожалуй, самое главное, отныне всякий гонитель христиан, утверждающий, что преследует Церковь Христову будто бы во имя прогресса и освобождения человечества, на самом деле вступает в противоречие с нормами всей великой греко-римской и евразийской цивилизации, на которой строится вся наша современность.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 июня. О служении медиков

Сегодня 15 июня. День медицинского работника.
О служении медиков — игумен Назарий (Рыпин).
Значение медицины, конечно же, велико в жизни современного человека. Все мы так или иначе болеем, обращаемся к врачам.
Но ещё в Ветхом Завете сказано: «Не греши, чтобы не пасть в руки врачей», — во-первых. И мы знаем, что, когда попадаешь действительно в руки медиков, то очень много приходится претерпевать всевозможных скорбей болезненных, процедур, операций, быть может даже. Но это помогает нам сохранять какое-то всё-таки, как это называют врачи, качество жизни.
И в другом месте Премудрый Соломон говорит: «Не пренебрегай врачом, ибо он в своё время нужен». И в нашей жизни мы видим необходимость медиков, их служения человеку. Мы знаем даже три пары врачей, которых звали Косма и Дамиан, в разных местностях они жили, Пантелеимона Великомученика, они не брали денег.
Но в современном мире иногда медицина становится коммерцией. И вот дай Бог, чтобы наши врачи сохраняли всё-таки это служение. Потому что настоящий медик, конечно же, служит людям, как учитель, как воин и как священник.
Все выпуски программы Актуальная тема