— Хорошо, что мы пришли в Иркутский художественный музей. Как здесь тепло и уютно, дядя Андрей.
— Паша, согласись, что в холодный зимний день особенно приятно оказаться в картинной галерее...
— Отогреемся, так сказать, и душой, и телом. Вот не люблю зиму! Честно говоря, зимой меня даже солнце не радует! Поскорее бы уже весна наступила.
— А мне зима нравится. И, по-моему, во всех временах года есть своя особенная радость. Просто иногда мы этого не замечаем. А вот хороший живописец в обычном зимнем пейзаже увидит то, чего не видно нам. Вот, например, был такой художник Игорь Эммануилович Грабарь. Помнишь, я о нём тебе рассказывал?
— Конечно, помню, дядя Андрей! Это было в прошлом году, в Третьяковской галерее. Мы с тобой обсуждали одну из его работ. А ты ещё тогда говорил, что художник специально вырыл в снегу траншею, в которой находился с мольбертом. Чтобы зимние берёзовые ветви написать с нужного ракурса, снизу. И поместить на картине как можно больше неба. И что приходилось работать очень быстро, потому что краски замерзали.
— Смотри-ка, ты запомнил, как хорошо. Так вот. Здесь, в Иркутском художественно музее, должна быть ещё одна его работа. Называется «Иней. Восход солнца». Пойдём, посмотрим?.. Да, вот и она!
— Какая красота, дядя Андрей, глаз невозможно отвести!
— Откровенно говоря, я тоже впечатлён. Раньше встречал её только в интернете. Но вживую она ещё прекраснее. Всё-таки у Грабаря был несомненный талант создавать зимние пейзажи. Нравится?
— Очень! Посмотри, тонкие тёмно-синие стволы деревьев будто выстроились в ряд, встречая солнце. Их кроны пушистые, светло-сиреневые, снег — ярко-голубой в солнечном свете, а небо, ты только посмотри! Я даже слов не могу подобрать, чтобы описать эти небесные цвета. Грабарь — талантливый художник!
— Не просто талантливый художник. Игорь Эммануилович очень много сделал для развития русского искусства. Он занимался исследовательской и просветительской работой как реставратор. Благодаря его усилиям реставрация впервые в России была возведена в ранг науки. Грабарь привлекал к сохранению и восстановлению ценных полотен химиков, физиков и микробиологов. Так ему удалось спасти немало произведений искусства, включая знаменитую икону «Троица» Андрея Рублёва.
— Вот это человек!
— Да, Паша. А знаешь, ведь большую часть жизни Грабарь трудился в советское время, в годы гонений на Церковь. И в качестве учёного-искусствоведа он намеренно включался в работу комиссий, которые изымали иконы из храмов и монастырей. Игорь Эммануилович отправлял святыни не на уничтожение, а на реставрацию, как ценнейшие произведения древнерусского искусства.
— Он спасал таким образом иконы!
— Верно, Паша. А ещё он участвовал в реставрации Троице-Сергиевой лавры.
— Как же он всё успевал?
— Думаю, столько добрых дел может сделать лишь человек с большим сердцем. А то, что он был именно таким — у меня нет никаких сомнений. Вот посмотри на его пейзаж. Ведь получается, что мы с тобой сейчас видим эти зимние деревья глазами художника. Какой широтой души нужно обладать, чтобы с такой любовью смотреть на мир!
— Дядя Андрей, я, кажется, понял! Вот для чего нужна живопись! Чтобы мы научились смотреть на мир не как на что-то обыденное и простое, а как на настоящее сокровище.
— Да, Паша, мир, созданный Богом — это и, правда, сокровище. Жаль, что мы часто забываем об этом. А Игорь Грабарь это видел и воспевал в красках тонкие ветви берёз, солнечные блики на снегу, морозную дымку, как на этой картине, например...
— Дядя Андрей, если бы я сейчас не видел этого собственными глазами, ни за что бы не поверил, что с помощью красок можно нарисовать морозную дымку. И хоть на картине зимний пейзаж — от её светлых красок на душе тепло и радостно.
Картину Игоря Грабаря «Иней. Восход солнца» можно увидеть в Иркутском областном художественном музее имени Владимира Платоновича Сукачёва.
Все выпуски программы: Краски России
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 164 зач., XV, 58 - XVI, 3.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Среди мифов древней Греции можно найти легенду о царе Коринфа — Сизифе. Наказанный за гордость, Сизиф вынужден был вечно поднимать в гору огромный камень. И каждый раз камень неминуемо падал с вершины вниз. В итоге, несчастный царь обязан был постоянно начинать свой труд сначала — в этой тщетности и заключалось наказание. О том, как не превратить жизнь в «сизифов труд» рассуждает в отрывке из 15-й и 16-й глав первого послания к Коринфянам апостол Павел. Этот отрывок читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 15.
58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.
Глава 16.
1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.
2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
3 Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим.
В греческой культуре Сизиф стал символом бесцельного и бессмысленного существования. А выражение «сизифов труд» проникло в иные языки и культуры. Жители Коринфа (города, где когда-то правил легендарный Сизиф) в первом веке по Рождестве Христовом вели образ жизни, напоминавший своей бессмысленностью мифическое существование их древнего правителя. Коринф по всей Римской империи славился тем, что жители его проводили свои дни в распутных развлечениях. На улицах Коринфа человеку предлагались все дозволенные и недозволенные удовольствия. В особенности Коринф в те годы славился как город блудниц — всё из-за знаменитого языческого храма Афродиты, античной покровительницы распутной любви.
Тем не менее, именно Коринф принял в 52 году пришедшего с проповедью апостола Павла, послушал его и стал преображаться. В результате уже через полтора года в Коринфе было множество христиан, а сам город через несколько десятилетий потерял свою былую постыдную репутацию. Преодоление прежнего образа жизни далось коринфянам-христианам нелегко. Для укрепления коринфской общины апостолу Павлу пришлось не только ещё раз посетить город, но и направить коринфским христианам два послания. Отрывок из первого послания мы с вами и услышали сегодня.
Коринфские христиане, в особенности перешедшие из язычества, находились в постоянном искушении вернуться к прежней распутной жизни. Окружавшая их языческая культура убеждала их, что у человека нет бессмертной души, что жизнь человека заканчивается со смертью тела, а значит не нужно будет давать ответа за греховные поступки. Апостол Павел в своём послании прямо пишет коринфянам, что все люди в день Страшного суда воскреснут и дадут ответ за прожитую жизнь. А потому христианин призван внимательно следить за тем, как он живёт, и свидетельствовать о своей вере добрыми делами. В особенности, делами милосердия.
Апостол Павел знал, что наиболее распространённым среди коринфян был грех скупости. Коринфяне, христиане в том числе, активно занимались торговлей. Как известно, именно торговцы часто являются людьми прижимистыми. Чтобы избавить коринфских христиан от присущей им скупости Павел в своём послании призывал их жертвовать часть заработанного на нужды Иерусалимской церкви. Та находилась в бедственном состоянии из-за гонений язычников и иудеев. По замыслу апостола коринфские христиане должны были каждое воскресенье откладывать денег, кто сколько может, на дела милосердия, а затем отправлять собранные средства в Иерусалим. Таким образом, получалось, что коринфяне боролись и с собственным грехом, и помогали нуждавшимся.
Сегодняшний отрывок из Первого послания апостола Павла к Коринфянам может быть применим и к современной жизни. Французский философ Альбер Камю часто сравнивал жизнь человека с бесполезным существованием коринфского царя Сизифа. Якобы ничего кроме тщетности людям не суждено обрести. Однако апостол Павел предлагает иной путь — осмысленной и радостной жизни в любви к Богу и ближним. Её, эту новую жизнь, человек способен почувствовать, совершая дела милосердия, и, как пишет Павел, этот добрый «труд никогда не будет тщетен перед Господом».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем сохранить зрение Светлане Луганской, переводчице трудов св. Николая Сербского и не только
Светлана Алексеевна Луганская — известный переводчик сербской духовной литературы. Благодаря её стараниям некоторые произведения, вы можете услышать и в эфире Радио ВЕРА, например, «Молитвы на озере» святителя Николая Сербского или книгу «Чётки святого Саввы» Милана Милетича.
Сербский язык Светлана Алексеевна полюбила ещё в детстве. Её папа в связи с работой много ездил по миру и привозил из командировок разные детские книги и словари. «Я их старалась читать, изучать. Особенно тёплое чувство у меня возникало при чтении сербских книжек», — вспоминает Светлана. Повзрослев, она окончила университет и связала жизнь с изучением сербского языка, полюбившегося ей с детства. В качестве московского корреспондента она работала на радио Черногорско-Приморской митрополии, занималась переводом книг, фильмов и статей.
С 2005 года Светлана Алексеевна борется с онкологическим заболеванием. На фоне тяжёлого лечения женщина начала стремительно терять зрение. Некоторое время назад ей провели операцию, которая улучшила ситуацию, и Светлана Алексеевна понемногу продолжала работать над переводами. Но сейчас зрение снова оказалось под угрозой, в связи с чем женщине необходима срочная помощь специалистов.
Собрать средства на дорогостоящее лечение Светлане помогает благотворительный фонд «Мои друзья». Если вы хотите стать участником большого доброго дела и поддержать Светлану Алексеевну Луганскую, переходите на сайт: https://my-friends.ru/
Также помогать фонду и его подопечным можно через короткий номер. Отправьте СМС на номер 7715 со словом «Друзья» и любой суммой, например, «Друзья 100».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Иоанн Златоуст». Игумен Дионисий (Шлёнов)
У нас в гостях был профессор Московской духовной академии, наместник Андреевского мужского монастыря в Москве игумен Дионисий (Шлёнов).
Разговор шел о служении и богословских трудах святителя Иоанна Златоуста, о том, как он повлиял на историю Церкви и как его наставления, написанные в четвертом веке, могут быть применимы в современной жизни.
Все выпуски программы Светлый вечер