
Когда тебе что-то поручено, нужно делать это хорошо. Причём прилагать старания, Господь ленивым не помогает. Эту аксиому я усвоила ещё в детстве. Хотя росла я в атеистической среде и рассчитывала, скорее, не на помощь Божью, а на процент везения. Но и эти расчёты были напрасными.
Я училась в музыкальной школе и параллельно осваивала роль ведущей концертов. Это было просто: выйти на сцену, громко и выразительно объявить название произведения, имена автора и исполнителя. Академические концерты проводились в конце каждой учебной четверти, а вела их, по решению педагогов, я.
Но вот однажды мне дали целую пачку машинописных листов и попросили подготовиться хорошенько, выучить текст. Предстоял большой юбилейный концерт в просторном зале Дома офицеров, с участием знаменитых выпускников школы, со множеством приглашённых.
Дома мне не раз напоминали и мама, и бабушка: «Натуль, ты бы слова-то поучила!» Но я лишь скользнула по тексту глазами буквально за день до концерта и отложила листочки в сторону — чего там учить-то, это же не стихи, а смысл каждого абзаца я донесу до слушателя непременно! Перед каждым номером несколько предложений сказать... Да подумаешь!
Мне было всего десять лет, а дерзкой уверенности в себе было уже на десятерых. И хорошо, что задание я провалила с треском! Помню, будто это происходило вчера: я стою, ослепленная рампой, и силюсь вспомнить хоть какие-то из только что прочитанных за кулисами строк. А когда вместо оперы «Орфей» я звонко объявила название никому не известной оперы «Рахман»; Рахман — это фамилия руководителя хора, который как раз и должен был исполнять арию из «Орфея»... Вот тогда ко мне подошла одна из преподавательниц и решительно забрала многострадальные листочки в свои руки. И провела оставшуюся часть концерта сама.
В музыкальную школу меня потом ноги не несли, так было стыдно. Но на очередной урок я всё же пришла, и все продолжали общаться со мной как ни в чём ни бывало. Хорошие деликатные люди! Однако опыт я получила на всю жизнь.
Не надейся на счастливый билет, если позволила себе не готовиться к экзамену. Не рассчитывай на помощь Небес, если поленилась проверить информацию и сдала в редакцию сырой текст. Не ленись вообще никогда, ведь и конечный результат труда гораздо более порадует, если ты шла к нему честно, а не бессовестно, не спустя рукава.
Силы свои нужно рассчитывать. Да и задачу тестировать на берегу — кому работаешь, Господу ли?.. Но если взялся выполнять — не предавайся праздности, от труда не увиливай. И Господь поможет. Непременно!
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов