
Мы втроем с подругами ехали рано утром в храм на Литургию. Решили проделать наш путь не на автобусе, а на такси — так быстрее. Встретились на остановке — я, Галина и Анна. Анечка немного опоздала, извинилась. Мы вызвали такси и поспешили в храм. Времени было в обрез. Дорога не длинная, но и не очень близкая.
Я сразу обратила внимание на маленькую икону у водителя на панели машины. «Верующий, должно быть», — подумалось мне. Однако для верующего наш таксист выглядел очень смурным и раздраженным. Видимо, чем-то был огорчен, или просто не выспался.
Мы с подругами тихонько обсуждали, как лучше оплатить дорогу. Аня решила спросить об этом самого водителя. Задала вопрос. Таксист отвлекся — и проскочил нужный поворот! Ой-ой-ой, а дорога здесь была такая, что если этот самый поворот проскочишь, нужно ехать вперед еще очень долго, чтобы развернуться и вырулить на нужный маршрут. Все водители об этом помнили и были очень внимательными. Кому охота тратить время на лишний отрезок пути?
Ох, как разозлился наш и без того нерадостный таксист! Да и мы приуныли — теперь уж точно опоздаем. Анна была вне себя от горя и самоукорения. «Все будет хорошо, мы в храм едем...» — только и смогла она тихо произнести.
— В храм?? — взревел рассерженный водитель. — Вот и молитесь теперь, чтобы я с дорогой этой разобрался, у меня навигатор сбои дает! А вы тут языками болтаете!
— Конечно, помолимся! — распахнула глаза Анна. — Как Ваше имя?
Таксист немного смягчился и назвал свое имя.
Наконец мы вернулись на маршрут и благополучно добрались до храма. Удивительно, но мы даже не опоздали. Только-только начали читать Часы.
С Божией Помощью Причастились, а после службы Анечка еще раз горячо попросила у нас прощения за неудачную поездку. «Ну что ты! — сказала я ей. — Все, что ни делается, все от Господа. Знаешь, мне кажется, этому водителю очень-очень нужна была твоя молитва. Чтобы кто-то о нем сегодня помолился. И Господь рано утром послал ему нас. Чтобы мы сбили его с пути, узнали его имя и воздохнули о нем на Божественной Литургии. Теперь, Бог даст, все у него наладится!».
Проделав это небольшое путешествие, я поняла, что иногда события нам кажутся неудачей, провалом, крахом... А у Бога они — инструмент, с помощью которого Господь меняет жизни и души людей в лучшую сторону, ведет ко спасению. И тогда нам нужно всего лишь произнести такие важные слова — «Слава Богу за все!».
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 88 зач. (от полу́), V, 6-11.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Великая Пятница, христиане всего мира вспоминают в этот день Распятие Господа нашего Иисуса Христа. С того дня, когда Спаситель мира был приговорён к позорной казни, прошло без малого две тысячи лет, но человеческий ум по-прежнему не может до конца вместить случившееся: как может быть убит Воплощённый Бог? Да, безусловно, у нас есть поистине гигантское количество литературы, которая пытается осмыслить случившееся на Голгофе, однако в полноте выразить словами сделанное для нас и за нас Христом невозможно. Сегодня во время богослужения Великой Пятницы звучит отрывок из 5-й главы Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке апостол Павел написал о Смерти нашего Спасителя, и апостольские слова стоит всегда держать в памяти. Давайте их послушаем.
Глава 5.
6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.
7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.
8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.
10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.
Литература, которая пытается осмыслить Смерть Христа на Кресте, делает акцент не только на самом Распятии, но и на том, почему оно случилось, и, размышляя о причинах Распятия, многие светские исследователи упираются в конфликт между религиозной знатью Израиля и Христом. Описанию этого конфликта, его причин и развитию посвящены целые библиотеки. Если же мы обратим внимание на апостольские послания, то обнаружим в них совсем иной подход: апостолам совершенно неинтересны те причины Распятия, которые может перечислить историческая наука, апостолам интересно другое — чем Смерть Христа была по своей сути? И в чем её первопричина?
Только что нами услышанный отрывок Послания к Римлянам даёт ответ на оба этих вопроса.
С точки зрения апостола Павла, Христос умер для того, чтобы спасти человечество от гнева Божия. Павел построил свои умозаключения на противопоставлении вражды и мира. Человечество до Христа находилось в состоянии вражды с Богом, и проявлялась эта вражда в неблагодарном пренебрежении Богом со стороны людей: люди попросту не могли поступать как-то иначе, ведь наша природа искажена грехопадением прародителей, и книга Бытия свидетельствует, что первые люди, согрешив, отнюдь не спешили осознать свой грех, напротив, они начали дерзко оправдывать себя пред Богом, и тем самым лишь ухудшили своё положение. Дальнейшая история человечества шла по этому же пути: люди умудрялись любое Божие благодеяния обращать себе во вред, усиливая вражду между собой и Богом. Конечно, ветхозаветное человечество знало и праведников, однако праведники не могли изменить общей картины, ведь грех стал доминантой человеческой жизни.
Смерть Христова всё изменила: Христос, умерев, примирил нас с Богом, Он, будучи Богом и Человеком, восприняв на Себя наше естество, пройдя весь путь человеческой жизни и ни в чём не согрешив, воссоздал разрушенное Адамом, — Он исцелил наше естество и изменил человеческие взаимоотношения с Богом. Конечно, в полной мере осознать слова апостола Павла довольно непросто, мысль об оправдании Христовой Кровью, пожалуй, одна из самых сложных во всём новозаветном богословии, и вместе с этим интуитивно её можно понять: всякий грех требует наказания, и это не какая-то прихоть Бога, это закон жизни, и мы прекрасно знакомы с этим законом, и поистине страшно представить, во что превратится наш мир, если в нём не будет наказаний за преступления. Христос взял на Себя все наши грехи, все наши нравственные преступления, и Он, не имея за Собой никакой вины, умер за грешников, ради того, чтобы бывшие грешники обрели свободу и мир с Богом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Великий Четверг. Тайная Вечеря». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в студии руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о смыслах Великого Четверга и об истории установления таинства Причастия Спасителем на Тайной вечери накануне Своей Крестной смерти.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных темам Страстной седмицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена разговору о библейском патриархе Иосифе.
Вторая беседа с протоиереем Максимом Первозванским была посвящена притчам о талантах и о мудрых и неразумных девах.
Третья беседа со священником Андреем Щенниковым была посвящена тому, как женщина-грешница помазала Христа драгоценным миром и тому, как Иуда предал Спасителя.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Великий Князь Сергей Александрович». Анна Громова

В гостях у программы «Светлый вечер» была председатель наблюдательного совета фонда «Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества», ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Анна Громова.
Наша гостя рассказала об удивительной исторической находке в Москве — обнаруженном основании давно разрушенного храма Преображения Господня при братском кладбище жертв Первой Мировой войны, который был построен знаменитым архитектором Алексеем Щусевым, по просьбе княгини Елизаветы Федоровны.
Также разговор шел о выставке «Августейший хозяин Москвы», посвященной Великому Князю Сергею Александровичу и о его роли в истории города.
А также об установке памятника Великокняжеской чете Сергею Александровичу и Елизавете Фёдоровне, установленном в Климентовском переулке города Москвы осенью 2024 года в день 160-летия со дня рождения Великой Княгини. И о многочисленных трудах Великокняжеской четы, благотворительных и социальных начинаниях.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер