
Живу и не перестаю удивляться. Если наблюдать за собой и за всем, что происходит вокруг, то явно почувствуешь Руку Господню и помощь, посылаемую нам. Только задуматься... Господь все дает нам во спасение наших душ...
Заехала однажды в Даниловский монастырь. По делу — надо было купить платочки, которые ждали на Украине. Вошла в знакомую для меня лавку. Народу в этот день было много. Не захотелось мне в очередь вставать, направилась сразу в угол к моим платочкам. Стою жду, чтобы ко мне подошли. Спрашиваю, придет в этот отдел продавец или нет?
Тут продавец оставляет очередь и идет ко мне. «Что Вам?» Отвечаю: «Платочки, я много буду брать...» Начинаем выбирать и перекладывать платки. Смотрю, женщина сзади подходит и мои платки трогает, разглядывает. Я ей так по-хозяйски говорю: «Не надо трогать, я их уже покупаю...» Женщина посмотрела на меня большими глубокими глазами и спросила: «Вам жалко? Я просто посмотрела...». А я вдруг так колюче: «Да, мне это неприятно».
Женщина развернулась и спешно вышла из лавки. А мой гонор все не унимался: «Вот обидчивые все какие, слово нельзя сказать...». Продавец мне говорит: «Эта женщина, между прочим, Вас вперед пропустила, а Вы ее так обидели, она в слезах вышла».
Я как-то не сразу поняла, что сделала что-то неверно. Моя гордыня вовсе не хотела униматься, твердила: «Ишь какие все гордые!»
Я продолжала проверять и пересчитывать платочки. Но как-то неуютно стало моей душе, как-то тягостно. Стены в этой лавке были прозрачными, и я стала вглядываться в толпу на улице, ища глазами эту женщину, но тщетно. Спрашиваю продавца: «Куда она пошла?» «Да вот, в сторону храма...» — отвечает.
Тем временем мы закончили наши расчеты. Я вышла на улицу и почему-то пошла по монастырю искать эту женщину. Зашла в храм. Там, в нижнем храме, покоятся мощи преподобноисповедника Георгия Даниловского. Возле — икона Божьей Матери — Владимирская. Приложилась, попросила Матерь Божью и Святого помочь мне найти эту женщину и попросить прощения. Но сколько я не искала — найти не могла.
Смотрю, лестница наверх, а там — верхний храм. Я туда. Храм закрывает на уборку уборщица. Я к ней прям в дверь: «Простите, здесь женщины никакой нет?» Уборщица: «Нет никого. А может, ты меня ищешь? Мне очень помощь нужна на пять минут. Колени болят, самой не справиться». Спрашиваю: «А что нужно?» И вдруг она так по-свойски, как будто давно меня знает: «Ну давай снимай свою шубу-то хорошую. Вот тебе скребок, вот совочек, почистить нужно воск у подсвечников»
Я сначала испугалась, но потом разделась и принялась за работу. Уборщица пол тряпкой протирала, а я за ней соскребала воск. Так я увлеклась, на коленки встала, чищу. «А зачем ты кого-то искала?» — вдруг спрашивает уборщица. Отвечаю: «Я женщину обидела, прощения хочу попросить». «Вот тебе Господь работу послал, чтобы за это прощение ты потрудилась».
Уходила я от нее как от доброго знакомого человека. Спасибо сказала, попрощалась. Выхожу, смотрю левый предел открыт. Вход отдельный. Иду туда, а там стоит моя женщина. Я к ней бросилась: «Простите, Христа ради! Я Вас обидела. Расстроилась очень, хочу подарить Вам платочек. Вот, возьмите любой...» Она на меня смотрит. Взгляд глубокий и удивленный. «Что Вы, не надо. Я просто сама расстроилась...». Я выдернула из сумки беленький. Даю ей. У меня на глазах слезы. Обняла и поцеловала ее.
Вышла из храма. На душе такой свет и радость! Я успела грех свой исправить. Эта женщина теперь поедет домой не опечаленная, а умиротворенная, потому что победила любовь.
Вообще, вопрос действенного покаяния волнует меня давно. Вот ты за плохой поступок покаялся, а если другой продолжает страдать, разве это правильно? Думаю, всегда нужно стараться исправляться действенно. Не только грех на исповедь отнести, но искупить свой грех и уврачевать раны, которые нанес другому человеку!
Автор: Татьяна Маругова
Все выпуски программы Частное мнение
Феодоровская икона Божией Матери в истории династии Романовых

Феодоровская икона — святыня для царского дома Романовых. С ней связано восхождение на престол первого царя из этой династии. Жизнь шестнадцатилетнего Михаила и летопись чудотворного образа пересеклись в 1613 году в Костроме. Феодоровская икона с тринадцатого столетия пребывала здесь в Успенском соборе, а молодой боярин в Смутное время укрывался в Ипатьевском монастыре от преследования польских интервентов.
Михаил жил в обители вместе с матерью, инокиней Марфой. Здесь они получили весть о том, что Московский земский собор призывает юношу возглавить государство. Романовы осознавали всю меру ответственности. К тому же Марфа тревожилась о безопасности сына. Она долго молилась перед Феодоровской иконой в Успенском соборе. Предание сохранило слова инокини, обращенные к Божией Матери перед Её чудотворным образом: «В пречистые руки Твои, Владычица, я предаю чадо своё! Яко же хочешь, устрой полезное ему и православному Отечеству!». Перед чудотворным ликом инокиня благословила Михаила на царство.
С того времени костромской Ипатьевский монастырь считается колыбелью царственного дома Романовых. А Феодоровский образ Богородицы стал одной из главных святынь императорской фамилии. По имени иконы отчество Фёдоровна получили многие иностранные жёны русских императоров. Его восприняли царственная страстотерпица Александра, супруга царя-мученика Николая Второго и её сестра, священномученица великая княгиня Елизавета.
В честь Феодоровского образа Божией Матери называли храмы, в которых молились члены императорской династии. Например, церковь в Царском селе, современном городе Пушкине под Санкт-Петербургом. Она считалась приходом семьи императора и была известна как Государева. Феодоровским стал и Санкт-Петербургский собор, построенный в начале двадцатого века к трёхсотлетию династии Романовых.
После революции 1917 года уцелевшая часть царской семьи оказалась заграницей. В изгнании Романовы не утратили благоговейного отношения к Феодоровской иконе. В 2008 году в честь неё освятили часовню на Александровском подворье Императорского православного Палестинского общества в Иерусалиме. Потомки царской династии Романовых по-прежнему чтят святыню, под сенью которой начался значимый период русской истории.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Шестоковская икона Божией Матери

Шестоковская икона Божией Матери была явлена в Москве в середине восемнадцатого века. Чудо произошло в доме дворянина Николая Скрипицына. Здесь проживала душевнобольная женщина. Однажды она поведала домочадцам странный сон. В ночном видении ей открылось, что в печной трубе спрятана икона Божией Матери. Рассказу женщины не придали значения. А через несколько дней на печной шесток — площадку под дымоходом, выпал холщовый свёрток.
Это был завернутый в тряпицу образ Богородицы. Неизвестный иконописец изобразил Пречистую Деву Владычицей Небесного Царства, с короной на голове. Коронованным он написал и сидящего на руках у Матери Богомладенца.
Икона некоторое время хранилась в доме Скрипицыных. А в 1779 году глава семейства построил в родовом имении Шелдомеж в Тверской губернии каменный храм в честь Воскресения Христова. И поместил под сводами этой церкви обретённый на печном шестке образ Богородицы. Икону стали называть Шестоковской, а по месту пребывания — Шелдомежской. Царица Небесная не раз являла верующим Свою милость по молитвам перед святыней. Во время эпидемий Шестоковский образ крестным ходом обносили по округе, и болезни отступали.
В 1884 году икону из села Шелдомеж официально прославили как чудотворную. В честь неё в Воскресенском храме освятили дополнительный придел. При церкви был основан женский монастырь.
Эту обитель разорили безбожники после революции 1917 года. Чудотворная икона оказалась в частной собственности. До наших дней сохранился старинный список Шестоковского образа Небесной Заступницы. Помолиться перед ним можно в храме Рождества Христова в городе Кашин Тверской области.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
2 Кор., 179 зач., V, 10-15

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Скромность, конечно, украшает, однако не говорить о самом себе, о своих успехах и достижениях мало кто способен. Интересно, что Священное Писание, понимая, что человек существо гордое и тщеславное, не пытается советовать нам молчать о себе, Писание предлагает нам сместить акцент, и говорить не о внешних успехах, а о своём сердце, то есть о своих духовных достижениях. Такой совет мы можем услышать сегодня во время литургии в православных храмах, в которых звучит отрывок из 5-й главы Второго Послания апостола Павла к Коринфянам. Давайте его послушаем.
Глава 5.
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
11 Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям.
12 Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что́ сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем.
13 Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас.
14 Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли.
15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
Как известно, в Коринфе далеко не все воспринимали апостола Павла как тот авторитет, которого стоит слушать, и которому нужно подчиняться. Павлу же необходимо было каким-то образом переломить ситуацию, и дело здесь не в том, что апостол жаждал всеобщего уважения и почитания, дело в другом: иначе бы христиане Коринфа не смогли обрести спасение, ведь противники апостола учили вовсе не тому, что может помочь душе человека.
Нам не очень много известно о сути их учения, но из контекста слов Второго послания к Коринфянам можно сделать предположение, что эти люди апеллировали для подтверждения собственного авторитета к чему-то яркому и, на первый взгляд, убедительному. К примеру, они могли указывать на то, что через них Бог совершал чудеса, или же что они были свидетелями земной проповеди Христа, возможно, что у них были рекомендательные письма от кого-то из двенадцати апостолов. Павел же как аргумент использовал очень интересную мысль, которая, впрочем, не вполне удачно выражена в синодальном русском переводе: «Не снова представляем себя вам, но даём вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что́ сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем» (2Кор. 5:12). Один из современных переводов помогает нам понять мысль апостола: «А говорим мы об этом снова не для того, чтобы возвеличить себя перед вами, но с тем, чтобы дать вам повод хвалиться нами, чтобы было у вас что сказать всякому, кто гордится своими внешними преимуществами, а не тем, что у него на сердце».
В самом деле, мы можем вспомнить многих людей, которым ничем не помогли внешние преимущества. Иуда был учеником Христа, но к чему он пришёл? Со Христом в годы Его земного служения общались очень многие люди, однако стали Его учениками лишь считанные десятки.
Да, апостол Павел не видел Христа, не ходил с Ним по дорогам Палестины, не был свидетелем Христовых чудес, и потому Павел не мог ссылаться на такой опыт, но он мог делать другое: указывать на собственное сердце, ведь именно стремление к чистоте сердечной сделало возможным призывание бывшего гонителя христиан Савла к апостольскому служению, оно же привело Павла к живому и непрестанному общению со Спасителем. Чистое сердце помогло Павлу полюбить Христа, а потому в его жизни исполнились евангельские слова Господни: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов