Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Илларион Прянишников написал много картин о жизни крестьянских детей, одна из них — «Ребятишки-рыбачки».
В этой работе художнику удалось передать не только живописный пейзаж и атмосферу рыбалки, но характеры босоногой детворы.

— Ванечка, как хорошо, что ты частенько приходишь к нам, в Третьяковскую галерею!
— Это всё благодаря Вам, Маргарита Константиновна. Просто в какой-то момент я увлёкся живописью и теперь каждый раз здесь, в галерее, что-то новое для себя нахожу. Вот, например, смотрите, какая работа интересная — мальчишки рыбу ловят. Я на неё раньше внимания не обращал, а сегодня вдруг увидел.
— Это картина Иллариона Прянишникова «Ребятишки-рыбачки». Художник написал её в восьмидесятых годах девятнадцатого века.
— Кажется, детали не прорисованы, а изображение живое, яркое. В погожий летний денёк деревенские ребятишки ловят рыбу. Один стоит прямо в воде с удочкой, ждёт клёва. Другие заглядывают в деревянную кадку — оценивают улов, похоже. А ещё две девочки стоят немного поодаль.
— Они внимательно наблюдают за происходящим. И у каждого персонажа прослеживается свой характер. Посмотри, внимательно, что мы можем сказать о героях этого полотна?
— Вот, например, мальчуган с удочкой в руках — серьёзный и настойчивый. Мальчишка в жёлтой рубахе, что смотрит в кадку — любопытный товарищ, а девочки, что издалека смотрят — робкие, несмелые...
— Верно рассуждаешь, Ваня. Такие выводы можно сделать лишь по каким-то едва уловимым деталям. Помнишь, первое, что ты сказал, увидев картину? Что детали её не прорисованы. Конечно, ведь это эскиз, созданный художником перед написанием финального полотна, где уже чётко определена композиция и прописаны детали.
— А где же финальное полотно?
— Оно хранится в Ивановском художественном музее. И название у него такое же — «Ребятишки-рыбачки». Надо сказать, что жизнь крестьянских девчонок и мальчишек очень волновала Иллариона Прянишникова. У художника очень много работ, посвящённых детской теме.
— Да, уж, видно, что изображать детвору — это его конёк.
— А всё благодаря уникальным творческим способностям мастера — он был весьма наблюдательным и чутким к настроениям окружающих людей. И старался использовать свои наблюдения при создании героев.
— А ещё, судя по всему, он был добрым и светлым человеком.
— Ты прав, Ваня. Он прекрасно ладил с детьми, хотя своих детей они с супругой не имели. Воспитывали приёмную сироту. И вообще жизнь художника была непростой, он много трудился. Даже для того, чтобы закончить обучение в художественном училище, ему пришлось долго работать «мальчиком» (то есть, официантом) в чайной лавке.
— Целеустремлённый человек! И талантливый живописец. Смотрите, как он мастерски изобразил пейзаж, на фоне которого ребята рыбачат.
— Ты хорошо подметил, Ваня! Это ещё одна сильная сторона художника Иллариона Прянишникова. Помимо того, что он чутко примечал и изображал характеры героев, он их помещал в полноценное пейзажное пространство. Иными словами, окружающий ландшафт в его работах — не фон, а значимый художественный элемент.
— Природа на картине мне очень нравится. Сочная зеленая листва на деревьях, лужок, залитый солнцем, и вода! Прозрачная, переливающаяся всеми красками.
— И всё выглядит таким живым и радостным!
— Точно! Таким радостным, что мне захотелось присоединиться к этой босоногой детворе на картине Иллариона Прянишникова «Ребятишки-рыбачки» и вместе порыбачить.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Псалом 127. Богослужебные чтения

Есть ли у верующего человека надежда на счастье — семейное, трудовое, в конце концов, личное? Конечно, есть. Ведь Господь всеблаг и щедро делится этой Своей благостью с человеком. Но только при одном условии. Каком? Давайте узнаем, послушав псалом 127-й, что читается сегодня во время богослужения. Итак, давайте послушаем.
Псалом 127.
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоём; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Прозвучавший псалом был написан значительно позже царя и пророка Давида — автора многих других псалмов. В случае с псалмом 127-м автор так и остался неизвестным. Время же написания учёные выяснили — произведение было составлено после возвращения древних евреев из Вавилонского плена, т.е. в 6-м веке до Рождества Христова. Освобождение от власти Вавилона воспринималось как второй Исход. Напомню — первый Исход — это освобождение евреев из-под власти Египта, произошедшее стараниями пророка Моисея в 13 веке до Рождества Христова. Тогда через Моисея Господь совершил множество чудес.
В случае с окончанием Вавилонского плена всё обстояло иначе. Пророка во главе народа не было. Обильных чудес тоже никто не совершал. Но то было только половиной бед. Прибыв в историческую Палестину, евреи столкнулись с враждебными народами, не желавшими делиться землями. А те земли, что удалось занять, не приносили урожая. Народ впал в уныние. Стал требовать у вождей, священников, самого Бога ответа. Что происходит? Почему мы страдаем? Ответ был дан Священным Писанием, где неоднократно повторяется следующая мысль — сначала исполни правду Божию, а затем всё остальное. И древние евреи не сразу, но всё же поняли. Они не сделали очень важной вещи. Не восстановили храм в Иерусалиме, не начали череды богослужений.
А как можно рассчитывать на земное, если ты не уделил должного старания духовному? Надо сказать, древние евреи оперативно исправились. И мы слышали слова псалма, передающие радость преодоления скорбей: «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!» Псалмопевец делает совершенно верный вывод. Счастье, радость возможны там, где есть страх Божий. Не ужас перед Господом, а здоровая боязнь разрушить с Творцом отношения, неправильно выстроить приоритеты жизни. Перепутать важное со второстепенным.
Прозвучавший псалом позволяет задать вопрос — а мы сами всегда ли поступаем верно? Всегда ли полагаем веру в Бога в основание нашей жизни? Если у нас есть сомнения при ответе на данные вопросы, стоит не просто задуматься, а поскорее исправиться. Чтобы почва нашего бытия не засохла, не перестала приносить урожай. Не потому что Бог жесток, а потому что мы сами отсекли, отделили себя от Его животворной благодати!
Псалом 127. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 127. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 127. На струнах Псалтири
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
6 июня. О подвиге преподобного Никиты, столпника Переяславского

Сегодня 6 июня. День памяти преподобного Никиты, столпника Переяславского, жившего в двенадцатом веке.
О его подвиге — священник Захарий Савельев.
Преподобный Никита Столпник был заведующим сбором казённых податей и налогов в Переславле-Залесском. Переславль-Залесский — это очень древний город нашей страны, нашего государства. Он был основан Юрием Долгоруким, основателем нашего первопрестольного града Москвы.
И сегодня, вспоминая об этом угоднике Божьем, можно сказать, что, когда он собирал эти подати, он был жаден, он собирал больше меры. И вот этот перебор забирал в себе.
Но один раз он пришёл в храм и услышал чтение книги пророка Исаии: «Измыйтеся и чисти будите, отымите лукавство от душ ваших, научитеся добро творити». Эти слова запали в сознание будущего святого. И, согласно его житию, после посещения церкви всю ночь он вспоминал эти слова. И это зерно, которое Господь посеял, дало обильные плоды его святой жизни.
Он ушёл в монастырь, посвящённый великомученику Никите, в Переяславской земле. Он подвязался именно как столпник, то есть, находясь на столбе, долгое время находясь в тяжёлых аскетических условиях. Он боролся не только со своими поступками, но и с мыслями, которые его искушали.
И преподобный Никита Столпник является одним из почитаемых святых Переяславской епархии, покровителем этого города. А самое главное — примером того, насколько мы должны быть решительны в стремлении изменить свою жизнь, в стремлении покаяться перед Богом за свои поступки.
Все выпуски программы Актуальная тема