
Анна Тумаркина
Сколько себя помню в Церкви, а это почти 20 лет, всегда очень иронично, а то и неприязненно относилась к так называемой «православной субкультуре». Под этим термином подразумевается некая внешняя сторона православной культуры, не имеющая ничего общего с догматами. И самым странным мне казались все эти платочки, длинные юбки народного кроя, старомодные платья и сарафаны. Лично мне это было чуждо, непонятно, не откликалось внутри, а то и активно не принималось.
Я всю жизнь увлекалась историей костюма и понимала, насколько псевдорусские костюмы не похожи на настоящие, бережно собираемые и хранимые этнографами.
И вот, относительно недавно решила перечитать воспоминания фрейлины Ее Императорского Величества Анны Вырубовой. В своих мемуарах она с большой любовью описывает Императрицу Александру Федоровну, ее быт, привычки, любимые занятия. В частности, Анна Александровна пишет, что Императрица имела обыкновение ходить в храм, покрывая голову...косынкой.
Это очень нетипично для любой дамы высшего света начала 20-ого века. В то время платок и косынка были головным убором деревенской женщины. Горожанки же и особенно дворянки предпочитали шляпы или чепцы.
Для чего понадобилось Императрице надевать несвойственную ее положению деталь гардероба? Думаю, для Александры Федоровны, урожденной немецкой принцессы, получившей английское воспитание и ученую степень по богословию, следование какой-либо околонародной или псевдонародной субкультуре было бы странно.
В тех же мемуарах я прочитала ответ. Императрица надевала косынку в храм для того, чтобы в собственных глазах, а также в глазах своих подданных быть перед Богом не Ее Императорским Величеством, а просто рабой Божьей Александрой.
Церковь была практически единственным местом, где представительница царской фамилии не возвышалась над своим окружением, а была равной ему настолько, насколько это в принципе возможно. В молитве и Таинствах. Для Царицы это было важно, поскольку практически с самого начала пребывания в России она чувствовала себя чуждой. Кроме того, ей нравились красочные иконы, торжественные православные Богослужения, все то, чем она была так очарована, перейдя в Православие из протестантизма.
После прочтения воспоминаний Анны Вырубовой я, разумеется, не перешла на старомодный стиль одежды. Лично мне ближе современные платья и головные уборы. Просто стала терпимее к тем, кто этой моде следует. Возможно, современные прихожанки надевают платья и сарафаны в русском стиле, для того, чтобы почувствовать себя частью народной культуры. Культуры, пронизанной православным мироощущением. Культуры, практически полностью уничтоженной в советское время.
Для современной прихожанки платок и сарафан могут быть нитью, связывающей ее с предыдущими поколениями. С корнями.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема