Сколько себя помню в Церкви, а это почти 20 лет, всегда очень иронично, а то и неприязненно относилась к так называемой «православной субкультуре». Под этим термином подразумевается некая внешняя сторона православной культуры, не имеющая ничего общего с догматами. И самым странным мне казались все эти платочки, длинные юбки народного кроя, старомодные платья и сарафаны. Лично мне это было чуждо, непонятно, не откликалось внутри, а то и активно не принималось.
Я всю жизнь увлекалась историей костюма и понимала, насколько псевдорусские костюмы не похожи на настоящие, бережно собираемые и хранимые этнографами.
И вот, относительно недавно решила перечитать воспоминания фрейлины Ее Императорского Величества Анны Вырубовой. В своих мемуарах она с большой любовью описывает Императрицу Александру Федоровну, ее быт, привычки, любимые занятия. В частности, Анна Александровна пишет, что Императрица имела обыкновение ходить в храм, покрывая голову...косынкой.
Это очень нетипично для любой дамы высшего света начала 20-ого века. В то время платок и косынка были головным убором деревенской женщины. Горожанки же и особенно дворянки предпочитали шляпы или чепцы.
Для чего понадобилось Императрице надевать несвойственную ее положению деталь гардероба? Думаю, для Александры Федоровны, урожденной немецкой принцессы, получившей английское воспитание и ученую степень по богословию, следование какой-либо околонародной или псевдонародной субкультуре было бы странно.
В тех же мемуарах я прочитала ответ. Императрица надевала косынку в храм для того, чтобы в собственных глазах, а также в глазах своих подданных быть перед Богом не Ее Императорским Величеством, а просто рабой Божьей Александрой.
Церковь была практически единственным местом, где представительница царской фамилии не возвышалась над своим окружением, а была равной ему настолько, насколько это в принципе возможно. В молитве и Таинствах. Для Царицы это было важно, поскольку практически с самого начала пребывания в России она чувствовала себя чуждой. Кроме того, ей нравились красочные иконы, торжественные православные Богослужения, все то, чем она была так очарована, перейдя в Православие из протестантизма.
После прочтения воспоминаний Анны Вырубовой я, разумеется, не перешла на старомодный стиль одежды. Лично мне ближе современные платья и головные уборы. Просто стала терпимее к тем, кто этой моде следует. Возможно, современные прихожанки надевают платья и сарафаны в русском стиле, для того, чтобы почувствовать себя частью народной культуры. Культуры, пронизанной православным мироощущением. Культуры, практически полностью уничтоженной в советское время.
Для современной прихожанки платок и сарафан могут быть нитью, связывающей ее с предыдущими поколениями. С корнями.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (01.10.2024)
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В апостольских посланиях есть такие мысли, которые кажутся совершенно очевидными, и невозможно не удивляться тому, что апостолы вынуждены были затрагивать эти темы. Одно из таких очевидных мест мы можем найти во 2-й и 3-й главах Послания апостола Павла к Галатам. Отрывок из этих глав звучит сегодня в православных храмах во время литургии. Давайте послушаем его и попытаемся ответить на вопрос: а не обличают ли и нас слова апостола Павла?
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Думаю, что мы все так или иначе сталкивались с людьми, которые вдруг начинают себя вести вовсе не так, как то предлагает делать Церковь Христова: такие люди накладывают на себя суровый пост, они исполняют невероятно пространные молитвенные правила, некоторые из них отказываются от подтверждающих личность государственных документов, они делают много подобного перечисленному, такого, что не станет делать ни один обычный воцерковлённый человек. Можно ли сказать, что у таких людей есть некоторые проблемы с восприятием реальности? В наши дни такой вопрос звучит как провокация, а во времена апостола Павла не было понятия о политкорректности, поэтому апостол мог прямо написать: «О, несмысленные галаты!» Другие русские переводы предлагают нам ещё более радикальные характеристики христиан Галатии: к примеру, в них используются слова «глупцы» и «неразумные».
Но почему вдруг апостол Павел забыл о правилах хорошего тона и начал использовать такие обращения к своим адресатам? Чего такого они натворили?
Ответ мы услышали в только что прозвучавшем отрывке апостольского послания: они решили, что дела закона способны сообщить им благодать Святого Духа.
Апостол Павел задал им совершенно справедливый вопрос: «Через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?» (Гал. 3:2). Очевидно, что Духа христиане Галатии получили через наставление в вере, однако в какой-то момент они решили, что этого недостаточно и под воздействием чуждых апостольской благодати проповедников начали исполнять ритуальные постановления закона Ветхого Завета. Здесь и в самом деле возникает вопрос относительно трезвомыслия этих людей: если сама вера пришла к ним через проповедь, а Дух Святой веру сделал совершенной, и лишь после этого они, будучи по природе из числа язычников, узнали о законе Ветхого Завета, то разве может исполнение закона хоть что-то прибавить к полученным ими ранее дарам Святого Духа?
Схожий вопрос можно задать и тем, кто, будучи христианином, вдруг перестаёт слушать Церковь, и начинает пытаться своими чрезвычайными усилиями обрести особую благодать Духа Святого. Здесь вопрос можно сформулировать так: если вы получили благодать в Церкви, если благодаря Церкви в вас зародилось желание сугубого подвига, то разве можно не слушать Церковь и считать, что она в чём-то ошибается? Очевидно, что и в случае христиан древней Галатии и в случае наших не в меру ревностных современников мы имеем дело с уловкой врага рода человеческого, который пытается отторгнуть нас от Бога через разрыв церковного единства.
Дай Бог, чтобы у него не получилось это сделать!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помочь восстановить дома одиноких стариков и людей с инвалидностью в Мариуполе
«В 77 лет молодость вспомнил!» — говорит житель Новосибирска Олег Яковлевич. Он стал добровольцем Русской Православной Церкви и отправился восстанавливать дома мирных жителей в Мариуполе.
Когда мужчина вышел на пенсию — не захотел просто сидеть дома. Он начал чаще бывать на свежем воздухе и путешествовать. Обошёл вокруг озеро Байкал и даже написал о своих приключениях книгу. Как-то раз в православном храме Новосибирска Олег Яковлевич увидел объявление о наборе волонтёров-строителей для помощи людям в Мариуполе и не смог пройти мимо. Пенсионер побывал там уже два раза и собирается вернуться ещё. Помощь другим его вдохновляет и придаёт сил.
На подмогу жителям Мариуполя приходят добровольцы со всей России — это люди самых разных профессий и возрастов. Вместе они ремонтируют частные дома одиноких бабушек и дедушек, людей с инвалидностью: восстанавливают крыши, налаживают электричество и штукатурят стены. Сейчас своей очереди ждут 150 домов. Для того, чтобы стать частью большой истории добра, нужно немного: желание помогать другим и 10 дней свободного времени. Расходы на проезд, проживание и еду берёт на себя Отдел по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви.
Добровольцы нужны не только Мариуполе, но и в других городах Донбасса. Узнать об этом больше и записаться в волонтёры можно на сайте: помочьвбеде.рф
Либо по номеру церковной горячей линии «Милосердие»: 8 800-70-70-222
Также вы можете заполнить анкету добровольца по ссылке: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfzq5aEk63LyenNQRlQ8SUv3pj65cgEgLLADAHCnyw8_49hRg/viewform
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов