Сколько себя помню в Церкви, а это почти 20 лет, всегда очень иронично, а то и неприязненно относилась к так называемой «православной субкультуре». Под этим термином подразумевается некая внешняя сторона православной культуры, не имеющая ничего общего с догматами. И самым странным мне казались все эти платочки, длинные юбки народного кроя, старомодные платья и сарафаны. Лично мне это было чуждо, непонятно, не откликалось внутри, а то и активно не принималось.
Я всю жизнь увлекалась историей костюма и понимала, насколько псевдорусские костюмы не похожи на настоящие, бережно собираемые и хранимые этнографами.
И вот, относительно недавно решила перечитать воспоминания фрейлины Ее Императорского Величества Анны Вырубовой. В своих мемуарах она с большой любовью описывает Императрицу Александру Федоровну, ее быт, привычки, любимые занятия. В частности, Анна Александровна пишет, что Императрица имела обыкновение ходить в храм, покрывая голову...косынкой.
Это очень нетипично для любой дамы высшего света начала 20-ого века. В то время платок и косынка были головным убором деревенской женщины. Горожанки же и особенно дворянки предпочитали шляпы или чепцы.
Для чего понадобилось Императрице надевать несвойственную ее положению деталь гардероба? Думаю, для Александры Федоровны, урожденной немецкой принцессы, получившей английское воспитание и ученую степень по богословию, следование какой-либо околонародной или псевдонародной субкультуре было бы странно.
В тех же мемуарах я прочитала ответ. Императрица надевала косынку в храм для того, чтобы в собственных глазах, а также в глазах своих подданных быть перед Богом не Ее Императорским Величеством, а просто рабой Божьей Александрой.
Церковь была практически единственным местом, где представительница царской фамилии не возвышалась над своим окружением, а была равной ему настолько, насколько это в принципе возможно. В молитве и Таинствах. Для Царицы это было важно, поскольку практически с самого начала пребывания в России она чувствовала себя чуждой. Кроме того, ей нравились красочные иконы, торжественные православные Богослужения, все то, чем она была так очарована, перейдя в Православие из протестантизма.
После прочтения воспоминаний Анны Вырубовой я, разумеется, не перешла на старомодный стиль одежды. Лично мне ближе современные платья и головные уборы. Просто стала терпимее к тем, кто этой моде следует. Возможно, современные прихожанки надевают платья и сарафаны в русском стиле, для того, чтобы почувствовать себя частью народной культуры. Культуры, пронизанной православным мироощущением. Культуры, практически полностью уничтоженной в советское время.
Для современной прихожанки платок и сарафан могут быть нитью, связывающей ее с предыдущими поколениями. С корнями.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
4 декабря. О библейских прообразах
В 9-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное».
О библейских прообразах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
4 декабря. О богослужении праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Сегодня 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
О богослужении праздника, — священник Августин Соколовски.
4 декабря. Об иконографии праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Сегодня 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Об иконографии праздника, — протоиерей Василий Гелеван.