Гал., 202 зач., II, 11-16.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Жития святых — это особый литературный жанр, который очень напоминает собой иконопись. Задача и житий, и икон состоит в том, чтобы отобразить не физическую, а духовную реальность. Нам стоит об этом помнить всякий раз, когда мы читаем житийные рассказы о святых, в этих рассказах мы не найдём тех подробностей жизни прославленных Богом людей, которые, отражая историческую реальность, никак не влияют на факт святости того или иного подвижника. Всё сказанное относится и к житиям апостолов, хотя и в их жизни бывали странные и непонятные поступки. Об одном из таких апостольских поступков мы можем прочитать во 2-й главе Послания апостола Павла к Галатам. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который звучит сегодня в православных храмах во время литургии.
Глава 2.
11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?
15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
В только что прозвучавшем отрывке Послания к галатам мы услышали рассказ об очень странном и соблазнительном поведении апостола Петра: апостол Павел свидетельствует, что апостол Пётр в Антиохии вёл себя весьма свободно, он общался и ел с язычниками, когда же в Антиохию пришли христиане из числа иудеев, то Пётр начал сторониться язычников.
С точки зрения апостола Павла поведение апостола Петра — это лицемерие. Возможно, Павел прав. Возможно также, что он ошибался. К сожалению, у нас нет документов, которые донесли бы до нас мнение апостола Петра по этому вопросу. Конечно, Церковь Христова уже много столетий пытается найти объяснение этому отрывку Послания к галатам, выдвигаются самые разные предположения, которые помогли бы увидеть обоснованность действий апостола Петра. Однако, когда мы читаем такие объяснения, нам стоит помнить, что если прав Пётр, то Павел повинен в клевете и осуждении. Иными словами, один из двух первоверховных апостолов предстаёт здесь не в лучшем свете.
Но стоит ли смущаться от этого факта?
Стоит, если мы видим в апостолах богов «в образе человеческом» подобно тому, как видели апостолов Павла и Варнаву язычники в Ликаонском городе Листры (см. Деян. 14).
Во всех же прочих случаях к этому свидетельству Послания к галатам можно отнестись совершенно спокойно: да, Пётр, по какой-то сокрытой от нас причине поступил так, как он поступил, и да, Павел мог неправильно понять действия Петра; возможно также, что Павел понял всё правильно, а Пётр проявил малодушие. Но, как бы то ни было, разве есть те люди, которые в любую секунду своей жизни и в любой ситуации сохраняют безупречность? Разве есть те, кто не имеет греха?
Эта история учит нас одной очень простой, можно сказать, банальной истине христианства: ошибиться может любой человек, но это вовсе не означает, что ошибившийся окажется вне Христова Царства, ведь в конечном итоге и апостол Пётр, и апостол Павел отдали свои жизни за Христа, они окончили свой земной жизненный путь мученической смертью, и если мы думаем, что они в чём-то были неправы, то сперва нам стоит убедиться в крепости своей веры, и спросить самих себя о том, готовы ли мы хотя бы отчасти повторить путь святых апостолов Христовых.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (01.10.2024)
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В апостольских посланиях есть такие мысли, которые кажутся совершенно очевидными, и невозможно не удивляться тому, что апостолы вынуждены были затрагивать эти темы. Одно из таких очевидных мест мы можем найти во 2-й и 3-й главах Послания апостола Павла к Галатам. Отрывок из этих глав звучит сегодня в православных храмах во время литургии. Давайте послушаем его и попытаемся ответить на вопрос: а не обличают ли и нас слова апостола Павла?
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Думаю, что мы все так или иначе сталкивались с людьми, которые вдруг начинают себя вести вовсе не так, как то предлагает делать Церковь Христова: такие люди накладывают на себя суровый пост, они исполняют невероятно пространные молитвенные правила, некоторые из них отказываются от подтверждающих личность государственных документов, они делают много подобного перечисленному, такого, что не станет делать ни один обычный воцерковлённый человек. Можно ли сказать, что у таких людей есть некоторые проблемы с восприятием реальности? В наши дни такой вопрос звучит как провокация, а во времена апостола Павла не было понятия о политкорректности, поэтому апостол мог прямо написать: «О, несмысленные галаты!» Другие русские переводы предлагают нам ещё более радикальные характеристики христиан Галатии: к примеру, в них используются слова «глупцы» и «неразумные».
Но почему вдруг апостол Павел забыл о правилах хорошего тона и начал использовать такие обращения к своим адресатам? Чего такого они натворили?
Ответ мы услышали в только что прозвучавшем отрывке апостольского послания: они решили, что дела закона способны сообщить им благодать Святого Духа.
Апостол Павел задал им совершенно справедливый вопрос: «Через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?» (Гал. 3:2). Очевидно, что Духа христиане Галатии получили через наставление в вере, однако в какой-то момент они решили, что этого недостаточно и под воздействием чуждых апостольской благодати проповедников начали исполнять ритуальные постановления закона Ветхого Завета. Здесь и в самом деле возникает вопрос относительно трезвомыслия этих людей: если сама вера пришла к ним через проповедь, а Дух Святой веру сделал совершенной, и лишь после этого они, будучи по природе из числа язычников, узнали о законе Ветхого Завета, то разве может исполнение закона хоть что-то прибавить к полученным ими ранее дарам Святого Духа?
Схожий вопрос можно задать и тем, кто, будучи христианином, вдруг перестаёт слушать Церковь, и начинает пытаться своими чрезвычайными усилиями обрести особую благодать Духа Святого. Здесь вопрос можно сформулировать так: если вы получили благодать в Церкви, если благодаря Церкви в вас зародилось желание сугубого подвига, то разве можно не слушать Церковь и считать, что она в чём-то ошибается? Очевидно, что и в случае христиан древней Галатии и в случае наших не в меру ревностных современников мы имеем дело с уловкой врага рода человеческого, который пытается отторгнуть нас от Бога через разрыв церковного единства.
Дай Бог, чтобы у него не получилось это сделать!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помочь восстановить дома одиноких стариков и людей с инвалидностью в Мариуполе
«В 77 лет молодость вспомнил!» — говорит житель Новосибирска Олег Яковлевич. Он стал добровольцем Русской Православной Церкви и отправился восстанавливать дома мирных жителей в Мариуполе.
Когда мужчина вышел на пенсию — не захотел просто сидеть дома. Он начал чаще бывать на свежем воздухе и путешествовать. Обошёл вокруг озеро Байкал и даже написал о своих приключениях книгу. Как-то раз в православном храме Новосибирска Олег Яковлевич увидел объявление о наборе волонтёров-строителей для помощи людям в Мариуполе и не смог пройти мимо. Пенсионер побывал там уже два раза и собирается вернуться ещё. Помощь другим его вдохновляет и придаёт сил.
На подмогу жителям Мариуполя приходят добровольцы со всей России — это люди самых разных профессий и возрастов. Вместе они ремонтируют частные дома одиноких бабушек и дедушек, людей с инвалидностью: восстанавливают крыши, налаживают электричество и штукатурят стены. Сейчас своей очереди ждут 150 домов. Для того, чтобы стать частью большой истории добра, нужно немного: желание помогать другим и 10 дней свободного времени. Расходы на проезд, проживание и еду берёт на себя Отдел по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви.
Добровольцы нужны не только Мариуполе, но и в других городах Донбасса. Узнать об этом больше и записаться в волонтёры можно на сайте: помочьвбеде.рф
Либо по номеру церковной горячей линии «Милосердие»: 8 800-70-70-222
Также вы можете заполнить анкету добровольца по ссылке: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfzq5aEk63LyenNQRlQ8SUv3pj65cgEgLLADAHCnyw8_49hRg/viewform
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов