Моё воцерковление началось с поездки в монастырь. Обитель находилась в небольшом провинциальном городе Нижегородской области. Людей на службах, как правило, там было мало. Особенно в будни. Практически пустой храм. Мне это очень нравилось. Спокойно.
От насельников этого монастыря я впервые услышала про заповеди, про существующие грехи, про таинства церкви. Мои первые исповедь и Причастие случились там. Оттуда же я привезла книги с наставлениями святых отцов. Евангелие. Всё это было связано с монастырем.
Тихий островок тишины и спокойствия — полная противоположность моей такой активной, бурной, суетливой жизни в городе. Когда на работе появилась возможность выполнять задачи дистанционно, я старалась уезжать в монастырь на длительный срок. Чтобы побыть в церкви. Да, церковь тогда для меня равнялось — монастырь. Городские храмы я избегала. В них по сравнению с монастырем все казалось слишком суетным. Приходила изредка только на исповедь и причастие, когда совсем не было возможности уехать далеко от дома.
За это время приходской священник всё же запомнил меня и однажды спросил: — Что так редко приходишь в наш храм?
— Ну, потому что, батюшка, я люблю уезжать пожить в монастыре. В городе мне не спокойно. Здесь слишком много людей и суеты — объяснила я.
Тогда он сказал:
— А если и туда люди приедут? Куда дальше побежишь? В скит? В затворничество? Но открою тебе тайну: и там ты спокойна не будешь.
— Это почему же? — недоумевала я.
— Потому что, Светлана, монастырь — он должен быть в сердце... — подытожил священник.
Я поспешила скорее закончить наш разговор. Мне было неприятно, казалось, что приходской священник просто меня не понимает.
Через несколько дней я вновь поехала в монастырь. Мой приезд совпал с престольным праздником обители. И что же я увидела? Огромное количество людей. Везде. В трапезной, в храме, на территории, даже в гостинице. Спрятаться было некуда. А так хотелось! Священник оказался прав. «Монастыря» — то есть спокойствия, доброты, настоящей любви к людям во мне не оказалось.
Я выстояла всю службу до конца. Каждый раз, когда кто-то толкал, раздражал, я поднимала глаза на знакомые мне образы, смотрящие со стен храма и молилась: «Господи, помоги мне об этом не думать. Помоги видеть в каждом человеке образ Твой».
И получалось погрузиться в молитву, участвовать в службе — делать то, ради чего и приходят в церковь. Осуждать других, сетовать на некомфортную ситуацию из-за тесноты было просто некогда. Оказалось — это вовсе не страшно — оказаться в многолюдном месте. Когда мысли и взгляд сосредоточены на Боге и личном покаянии, суета вокруг не трогает. Это был мой первый опыт преодоления себя.
Пребывание в монастыре на первых порах моего воцерковления помогло мне обрести опыт замедления, осмысления, смирения в принятии решений, выстроить свой темп и ритм жизни. В дальнейшем я стала ходить по воскресениям в городские храмы. Перестала разделять жизнь на два разных мира: город и монастырь.
Господь помог мне научиться не забывать молиться не только в стенах храма, но и в вагоне метро, в шумном магазине. Внутренняя молитва всегда с тобой. Бог, как говорится в народной пословице — не в бревнах, а в ребрах.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Уменьшительные суффиксы - почему они иногда раздражают?
Вы когда-нибудь испытывали неловкость или раздражение, слыша ласковые слова с уменьшительными суффиксами?
«Добавьте к курочке майонезик», «пришлите денежку», «подвиньте столик», «купите книжечку» — казалось бы, что же здесь такого раздражающего?
Дело в том, что у диминутивов — так называются уменьшительные слова — есть одна интересная коммуникативная функция, а именно: включение в личное пространство, уменьшение дистанции. Собеседник, использующий диминутивы, таким образом показывает, что он безопасен, мил и с ним можно иметь дело. Но именно это и может вызывать отторжение, поскольку навязывает более близкие отношения, которые не каждый готов принять. Кто-то спокойно отреагирует, если ему в кафе к «чайку» предложить ещё и «пироженку», а кто-то посчитает это нарушением личных границ. Особенно неуместно звучат диминутивы на рабочем месте: «пришлите файлик, получите гонорарчик, сдайте отчётик».
Конечно, есть ситуации, когда уменьшительно-ласкательные слова уместны: в близком кругу, если все так привыкли, или в общении с ребёнком.
Но во многих других случаях это может восприниматься как снисходительный тон, излишнее желание понравиться, подобраться поближе, навязать близкие отношения.
Если мы хотим сделать наше общение приятным и конструктивным, то, возможно, стоит учесть такой «аспектик» и не использовать «диминутивы» там, где они могут быть излишни.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
27 сентября. О тайне спасения
В 1-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих».
О тайне спасения, — протоиерей Артемий Владимиров.
27 сентября. О почитании Святителя Иоанна Златоуста
Сегодня 27 сентября. Преставление Святителя Иоанна Златоуста, отошедшего ко Господу в 407 году.
О его почитании, — священник Николай Яковлев.