
Светлана Бакулина
Моё воцерковление началось с поездки в монастырь. Обитель находилась в небольшом провинциальном городе Нижегородской области. Людей на службах, как правило, там было мало. Особенно в будни. Практически пустой храм. Мне это очень нравилось. Спокойно.
От насельников этого монастыря я впервые услышала про заповеди, про существующие грехи, про таинства церкви. Мои первые исповедь и Причастие случились там. Оттуда же я привезла книги с наставлениями святых отцов. Евангелие. Всё это было связано с монастырем.
Тихий островок тишины и спокойствия — полная противоположность моей такой активной, бурной, суетливой жизни в городе. Когда на работе появилась возможность выполнять задачи дистанционно, я старалась уезжать в монастырь на длительный срок. Чтобы побыть в церкви. Да, церковь тогда для меня равнялось — монастырь. Городские храмы я избегала. В них по сравнению с монастырем все казалось слишком суетным. Приходила изредка только на исповедь и причастие, когда совсем не было возможности уехать далеко от дома.
За это время приходской священник всё же запомнил меня и однажды спросил: — Что так редко приходишь в наш храм?
— Ну, потому что, батюшка, я люблю уезжать пожить в монастыре. В городе мне не спокойно. Здесь слишком много людей и суеты — объяснила я.
Тогда он сказал:
— А если и туда люди приедут? Куда дальше побежишь? В скит? В затворничество? Но открою тебе тайну: и там ты спокойна не будешь.
— Это почему же? — недоумевала я.
— Потому что, Светлана, монастырь — он должен быть в сердце... — подытожил священник.
Я поспешила скорее закончить наш разговор. Мне было неприятно, казалось, что приходской священник просто меня не понимает.
Через несколько дней я вновь поехала в монастырь. Мой приезд совпал с престольным праздником обители. И что же я увидела? Огромное количество людей. Везде. В трапезной, в храме, на территории, даже в гостинице. Спрятаться было некуда. А так хотелось! Священник оказался прав. «Монастыря» — то есть спокойствия, доброты, настоящей любви к людям во мне не оказалось.
Я выстояла всю службу до конца. Каждый раз, когда кто-то толкал, раздражал, я поднимала глаза на знакомые мне образы, смотрящие со стен храма и молилась: «Господи, помоги мне об этом не думать. Помоги видеть в каждом человеке образ Твой».
И получалось погрузиться в молитву, участвовать в службе — делать то, ради чего и приходят в церковь. Осуждать других, сетовать на некомфортную ситуацию из-за тесноты было просто некогда. Оказалось — это вовсе не страшно — оказаться в многолюдном месте. Когда мысли и взгляд сосредоточены на Боге и личном покаянии, суета вокруг не трогает. Это был мой первый опыт преодоления себя.
Пребывание в монастыре на первых порах моего воцерковления помогло мне обрести опыт замедления, осмысления, смирения в принятии решений, выстроить свой темп и ритм жизни. В дальнейшем я стала ходить по воскресениям в городские храмы. Перестала разделять жизнь на два разных мира: город и монастырь.
Господь помог мне научиться не забывать молиться не только в стенах храма, но и в вагоне метро, в шумном магазине. Внутренняя молитва всегда с тобой. Бог, как говорится в народной пословице — не в бревнах, а в ребрах.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
19 июля. Об исполнении Христом наших просьб

В 9-й главе Евангелия от Матфея есть слова некоторого начальника, обращённые ко Христу: «Дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива».
Об исполнении Христом наших просьб — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый из нас хочет получить от Бога помощь, особенно в исцелении недугов или каких-либо других бедственных положениях в своей жизни. Но не всегда, когда мы просим Бога, мы получаем эту помощь. Почему? Не потому, что Бог удерживает её. Нет. Бог свою помощь не удерживает. Бог свою помощь посылает каждому человеку, если он с верой обратится к Богу, Господь ему поможет.
Так евангельский начальник, обратившись ко Христу, попросил о помощи. Но в чём разница нашей просьбы и его просьбы? Мы попросим Бога, потом начинаем думать: а как Он это сделает? А когда? А почему не сейчас? А давай побыстрее? Или ещё как-нибудь?
Нет. У нас не должно быть таких размышлений и постоянных таких вот сомнений. А поможет ли Он мне? А не поможет? А я, может быть, грешный человек? Нет. Мы должны попросить Бога о том, чтобы Господь помог нам. Как евангельский начальник сказал: «Дочь моя теперь умирает. Приди, возложи на неё руку Твою, и она будет жива». И всё. И Господь уже встал тут же и пошёл, и помог.
Поэтому и наша молитва должна Богу быть простой. Господи, помоги. А уж как Господь поможет — Господь сам знает. Аминь.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июля. О боли апостола Павла об иудеях

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Я желал бы сам быть отлучённым от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава».
О боли апостола Павла об иудеях — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Ни для кого не секрет, что апостол Павел любил свой народ, ибо евреям даны были заветы, и законоположения, и богослужения, и обетования. Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог. Преданность своему народу апостол выразил таким сравнением, что готов был бы отдать самое ценное, что у него было, — единство со Христом, лишь бы вернуть евреев к истинному богопочитанию.
Но правда должна торжествовать, поэтому апостол раскрывает в той же девятой главе причины отпадения иудеев, указав, что они искали не в вере, а в делах закона. Да и сам Господь наш сказал про них: «Если бы Я не пришёл и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своём». То есть Христос своим пришествием вскрыл их греховные язвы, болезни гордыни и превозношения, самолюбия и даже человеконенавистничества.
Поэтому, скорбя о таком ожесточении сердец, однажды, будучи в Коринфе и уча в синагоге, святой Павел, видя, как они противились и злословили, отряс одежды свои, сказал к ним: «Кровь ваша на главах ваших; я чист, отныне иду к язычникам».
Будем же и мы внимательны к правде Божьей, чтобы и нам не потерять избрание Христово и Его милость.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июля. О почитании Собора Радонежских святых

Сегодня 19 июля. Собор Радонежских святых.
Об их почитании — протоиерей Игорь Филяновский.
Первые списки учеников и последователей преподобного Сергия Радонежского были составлены в XVII веке. Примерно в то же время были написаны первые групповые иконы Радонежских святых — «Троицкие игумены и преподобный Сергий — соученики». Со временем сложилась традиция почитания святых учеников и последователей преподобного Сергия.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собора Радонежских святых, совершаемое на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Список Собора содержал имена 78 подвижников — святых сродников, учеников и собеседников преподобного Сергия Радонежского, а также святых иноков Троице-Сергиевой обители. Среди них преподобный Никон Радонежский, преподобный Савва Сторожевский, преподобный Андроник Московский, преподобный Андрей Рублёв и многие другие. Сегодня этот список содержит имена уже 96 подвижников.
В 2014 году, к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия, по благословению наместника Лавры, братская трапезная, которая находится в подклете Сергиевского храма, была расписана многими фресками, изображающими Радонежских святых, чьи подвиги и благочестие оставили глубокий след в истории Русской Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема