1 Кор., 126 зач., II, 6-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
«Тайны христианской веры» — выражение, которое нередко можно услышать от церковных проповедников или же встретить в религиозной литературе. Что это за тайны и как сделать их доступными для себя? Ответ на этот вопрос содержится в том отрывке из 2-й главы 1-го послания апостола Павла к коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих,
7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,
8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
Издревле в христианской традиции различали две разновидности обучения истинам веры. Первая разновидность называлась керигма. Это та информация, которую человек получал, впервые встретившись с учениками Христовыми. Он узнавал от них ключевые факты жизни Спасителя. Когда и где Он жил. Что сделал, к чему призывал. Как можно стать Его последователем. Здесь же могли говорить о самых базовых истинах христианского вероучения. О том, что Бог Троичен, о том, что Христос — это Бог, о грехопадении, о желании Творца спасти человека, о жизни и смерти, о воскресении мёртвых.
Если человек отзывался на эту проповедь, он принимал Крещение и становился членом церковной общины. Однако на этом его образование не заканчивалось. Оно выходило на новый уровень, который в древних текстах называется дидахе. Это было более глубокое и развёрнутое объяснение тех истин христианского мироощущения и мировоззрения, с которыми он познакомился, услышав евангельскую проповедь. Но самое главное — здесь человек учился жить согласно этому новому знанию. Образование было, как бы мы сейчас сказали, практикоориентированным. Учители показывали на личном примере, как теорию духовной жизни связать с повседневностью.
Вот этих-то людей, которые уже вошли в церковную общину и начали учиться жить по новым правилам, Павел и называет «совершенными». Когда это слово используется в греческом языке для характеристики учеников или студентов, его можно ещё перевести как «зрелый». Совершенный — это тот, кто созрел для того, чтобы углубить и расширить свои знания о предмете, а также, что самое главное, чтобы применить их на практике. Поэтому и говорит Павел о результате этого обучения как о приобретении мудрости. Мудрости, а не только информации.
Почему же эту мудрость апостол называет тайной и сокровенной? Отнюдь не потому, что между христианами существовало какое-либо кастовое различие или же учители намеренно что-то скрывали от учеников. Но лишь по той простой причине, что овладеть мудростью мог лишь тот, кто всё услышанное от учителя стремился воплотить в своей жизни. Но проблема в том, что готовы к этому были не все. Многие загорались проповедью апостолов. Многие принимали крещение. Многие были готовы слушать новое, интересное, необычное. Однако далеко не многие решались перейти к делу. Ведь это требовало зачастую идти навстречу своим греховным привычкам. А потому и оставались многие в духовной жизни незрелыми юнцами. Хотя могли владеть большим количеством информации об истинах христианской веры.
Чтобы и нам в духовной школе не оставаться всю жизнь второгодниками, будем стараться переводить свои богословские познания из области ума в область сердца. То есть применять их на практике. Делать их частью своего повседневного опыта. Усилием воли понуждать себя исполнять евангельские заповеди: иными словами, стремиться всякое своё дело согласовать с волей Бога и стараться быть полезным тем людям, которые нас окружают. Чтобы и нам постепенно, по мере нашего усердия, открывались те невыразимые тайны христианской веры, о которых говорит сегодня апостол Павел.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Благодарный. Храм Александра Невского
Город Благодарный в Ставропольском крае до 1971 года считался селом. На его территории действовало несколько церквей. Из них до наших дней сохранился лишь храм во имя Александра Невского, возведённый в 1894 году. Он был украшен с особым великолепием. Святые образы для пятиярусного позолоченного иконостаса выполнили столичные мастера. Звонница трёхъярусной колокольни славилась сладкозвучием. К сожалению, и колокола, и иконы уничтожили безбожники после революции 1917 года. Церковь несколько лет использовали как зернохранилище. Она вновь стала действующей в годы Великой Отечественной войны, когда многие сердца обратились к Богу. С тех пор храм Александра Невского не закрывался. Верующие заботятся о его благообразии. Так, в 2016 году прихожане обновили купол на колокольне, а в 2024-ом благоустроили церковный дворик. Храм Александра Невского без сомнения можно назвать историческим символом города Благодарный.
Радио ВЕРА в Благодарном можно слушать на частоте 101,2 FM
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM