
Наталия Лангаммер
«Вы не должны оправдываться» — сегодня эта фраза, кажется, стала популярной. А мне она не нравится, я с этим не согласна.
Вопрос — а как тогда разговаривать с человеком, перед которым виновата?
Недавно я столкнулась с реализацией этой теории, когда человек не приехал на важное мероприятие и написал: «Я не приеду». Без объяснения причин.
Мягко говоря, мне было не приятно.
Да, я, пожалуй, согласна с тем, что, когда ты подвел людей, твои оправдания не изменят ситуацию. Плохое дело — сделано. Последствия наступили.
Понимаю и то, что, оправдываясь, мы стараемся в первую очередь преодолеть свое собственное чувство вины.
Но я могу объяснить, почему все же оправдываюсь перед людьми. Сказать точнее — я стараюсь во-первых, извиниться, а во-вторых, объяснить логику своего поведения, причины поступка.
Мне важно, что почувствует ближний. Признание моей вины, попытки изложить причины — уверена — помогают людям осознать, что я не хотела им зла.
Давайте поставим себя на место человека, чьи надежды обманули. Как вам ситуация: вы ждете друга на День Рождения, а он в последний момент пишет: «Сегодня не приеду. Буду на той неделе»?
У меня бы такие слова вызвали обиду, смятение, не понимание, тревогу за друга и массу других эмоций. Я бы предпочла объяснение, что случилось. И вот это объяснение, на мой взгляд, — есть проявление любви.
Оправдываясь, а точнее, объясняясь, мы стараемся смягчить ближнему горечь от неприятной ситуации, произошедшей по нашей вине.
И мне лично важно, чтобы в итоге человек успокоился, как-то сохранил мир в душе, нарушенный по моей вине. Так что, назови это оправданием или объяснением, для меня это важно. Мне кажется, это — правильно и по христиански.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











