«Вы не должны оправдываться» — сегодня эта фраза, кажется, стала популярной. А мне она не нравится, я с этим не согласна.
Вопрос — а как тогда разговаривать с человеком, перед которым виновата?
Недавно я столкнулась с реализацией этой теории, когда человек не приехал на важное мероприятие и написал: «Я не приеду». Без объяснения причин.
Мягко говоря, мне было не приятно.
Да, я, пожалуй, согласна с тем, что, когда ты подвел людей, твои оправдания не изменят ситуацию. Плохое дело — сделано. Последствия наступили.
Понимаю и то, что, оправдываясь, мы стараемся в первую очередь преодолеть свое собственное чувство вины.
Но я могу объяснить, почему все же оправдываюсь перед людьми. Сказать точнее — я стараюсь во-первых, извиниться, а во-вторых, объяснить логику своего поведения, причины поступка.
Мне важно, что почувствует ближний. Признание моей вины, попытки изложить причины — уверена — помогают людям осознать, что я не хотела им зла.
Давайте поставим себя на место человека, чьи надежды обманули. Как вам ситуация: вы ждете друга на День Рождения, а он в последний момент пишет: «Сегодня не приеду. Буду на той неделе»?
У меня бы такие слова вызвали обиду, смятение, не понимание, тревогу за друга и массу других эмоций. Я бы предпочла объяснение, что случилось. И вот это объяснение, на мой взгляд, — есть проявление любви.
Оправдываясь, а точнее, объясняясь, мы стараемся смягчить ближнему горечь от неприятной ситуации, произошедшей по нашей вине.
И мне лично важно, чтобы в итоге человек успокоился, как-то сохранил мир в душе, нарушенный по моей вине. Так что, назови это оправданием или объяснением, для меня это важно. Мне кажется, это — правильно и по христиански.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Дар. Нина Юркова
Как-то раз я готовила урок для подростков в воскресной школе. Это занятие должно было стать первым из цикла, ребят я близко ещё не знала, поэтому тему для встречи оказалось выбрать непросто.
На помощь пришло методическое пособие по введению в вероучение. Первая глава там была о вере. Я открыла её без каких-либо ожиданий, просто чтобы найти и выписать нужные формулировки. И первое же предложение буквально ошеломило меня. Оно было таким: «Вера является даром Божиим и одновременно ответным усилием человека на этот дар».
Я долго сидела, повторяя про себя: дар, вера — это дар! Так удивительно, что за всю жизнь я ни разу об этом не задумывалась! Почему? Может оттого, что с самого детства в Церкви, и для меня вера — привычная данность, я не знаю другого.
Вслед за этим вспомнилось, как несколько раз я переживала кризис веры. Всякий раз это ощущалось как огромная пустота, которую ничем не заполнить. И всякий раз, когда Господь помогал мне вернуться обратно, это ощущалось как дар, на который сердце отзывалось ликованием.
Как хочется, приняв этот дар Святого Духа принести и плод, который ждет от нас Господь. Веру как мой труд, мою любовь к Господу. И еще — результаты моей веры. Ибо вера без дел — мертва.
«Без Меня не можете творить ничего» — сказал Спаситель. И я так благодарна Ему за этот дар веры, который позволил мне узнать своего Творца.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Уменьшительные суффиксы - почему они иногда раздражают?
Вы когда-нибудь испытывали неловкость или раздражение, слыша ласковые слова с уменьшительными суффиксами?
«Добавьте к курочке майонезик», «пришлите денежку», «подвиньте столик», «купите книжечку» — казалось бы, что же здесь такого раздражающего?
Дело в том, что у диминутивов — так называются уменьшительные слова — есть одна интересная коммуникативная функция, а именно: включение в личное пространство, уменьшение дистанции. Собеседник, использующий диминутивы, таким образом показывает, что он безопасен, мил и с ним можно иметь дело. Но именно это и может вызывать отторжение, поскольку навязывает более близкие отношения, которые не каждый готов принять. Кто-то спокойно отреагирует, если ему в кафе к «чайку» предложить ещё и «пироженку», а кто-то посчитает это нарушением личных границ. Особенно неуместно звучат диминутивы на рабочем месте: «пришлите файлик, получите гонорарчик, сдайте отчётик».
Конечно, есть ситуации, когда уменьшительно-ласкательные слова уместны: в близком кругу, если все так привыкли, или в общении с ребёнком.
Но во многих других случаях это может восприниматься как снисходительный тон, излишнее желание понравиться, подобраться поближе, навязать близкие отношения.
Если мы хотим сделать наше общение приятным и конструктивным, то, возможно, стоит учесть такой «аспектик» и не использовать «диминутивы» там, где они могут быть излишни.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
27 сентября. О тайне спасения
В 1-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих».
О тайне спасения, — протоиерей Артемий Владимиров.