Недавно я встретила в интернете текст старинной молитвы из келейной книжки отца Иоанна Крестьянкина. Там есть такие слова: «Господи Боже мой! Удостой! Чтобы не меня утешали, но я утешал. Чтобы не меня понимали, но я других понимал. Чтобы не меня любили, но я других любил».
Только вдумайтесь — какая просьба, какое желание. Если обобщить и несколько упростить, главное — не принимать, а давать.
Помню, я совсем ещё маленькая была, пяти лет. Собиралась на день рождения к соседу Саше, которому исполнялось семь. Мы с мамой выбрали в магазине подарок — краски, цветные карандаши и две кисточки, тоненькую из беличьей шерсти и потолще — из колонка. А дома оборачивали подарок красивой бумагой, и мама предложила: «А давай ещё и альбом Саше подарим? У тебя же новый лежит, а ты свой прошлый пока не закончила!» Я пришла в замешательство: новый альбом мы покупали с папой, и он объяснил мне, какие там чудесные листы, из специальной, для акварели, бумаги... Да и парусник на обложке был замечательно красив! И вот... Отдать соседу? Но мама продолжила: «Знаешь, дарить ведь всегда приятнее, чем получать подарки!»
Мамину правоту я ощутила сполна, когда Саша развернул в свой день рождения мой подарок и засиял счастливой улыбкой, и ещё потом не раз произносил в течение вечера: «Ну, Наташ, ты даёшь! И краски, и карандаши, и альбом!..»
Дарить приятнее, чем получать подарки. Это я запомнила на всю жизнь.
Но в молитве, которую я процитировала в начале, речь идёт не подарках, но о дарах. Уметь утешать, понимать, любить — это же дар! Именно о нём и просил Господа отец Иоанн Крестьянкин. И, как мы знаем, этот дар он имел...
«Удостой, Боже!» В этом слове — удостой! — смирение перед волей Бога и осознание, что сам человек, по одной только воле собственной, ничего хорошего не сделает. А если и сотворит условное добро, то возгордится. Вот мол, я какой добрый, щедрый... Чем навредит своей душе.
Сашина восторженная благодарность ввела меня в неловкость: ведь и краски мы покупали вместе с мамой, и альбом я подарила с её подачи... Хотя очень приятно было, что человеку хорошо! И альбом уже не жалко нисколечко.
Ну а если даришь не вещь, если обладаешь способностью понять одинокого, больного, обиженного, и утешить по-настоящему? Если любить умеешь? Тем более, тут нет твоей заслуги. Всё это — дары Божии, живое проявление Христа в человеке. Ведь любовь самоотверженная — свойство нашего Спасителя. И получивший это человек не мечтает быть понятым окружающими, ему не нужны утешения от ближних, он уже с Богом...
«Ибо кто даёт — тот получает, — сказано далее в той же молитве, — Кто себя забывает — тот обретает...»
Есть о чём задуматься нам, жаждущим любви и понимания.
Молитва эта не каждому по плечу. Но знать её, как образец абсолютной решимости нести в мир свет Христов — стоит. В ней просьбы о единении с Богом, а значит и бесстрашие перед бедами мира сего, бесстрашие святости.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России