
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Кор., 166 зач., XVI, 13-24.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что входит в обязанности священника по отношению к его пастве? Что мы можем от него требовать? А в чём он имеет полное право нам отказать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 16-й главы 1-го послания апостола Павла к коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.
14 Все у вас да будет с любовью.
15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),
16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.
17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,
18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.
19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.
20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.
21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно.
22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,
24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.
Коринф — это город, который находился на юге Греции, и был столицей одной из многочисленных провинций Римской империи под названием Ахаия. Отрывок, который только что прозвучал, — это часть послания апостола Павла коринфским христианам. Павел пишет его из Эфеса, куда к нему прибыла делегация коринфских верующих. А потому, завершая своё письмо, он перечисляет посланцев поимённо. Среди прочих обращает на себя внимание образ Стефана. Его апостол отмечает особо. Говорится, что Стефан и его семейство — это начаток Ахаии, и что они посвятили себя служению святым. О чём идёт речь?
Очевидно, что Стефан, а также его домочадцы, находились у истоков христианства в Коринфе. Они были те, кто первыми откликнулся на проповедь апостола. С них началась первая община. На них Павел опирался в своём благовестии. Они давали ему кров и еду. Они помогали налаживать связи с местными жителями. Решали множество других бытовых вопросов. А после того, как Павел ушёл, именно они остались и продолжили устраивать церковную жизнь. Их никто к этому не обязывал. Они не были священнослужителями. Но они сами себя посвятили этим трудам. Бескорыстно. И отдавались им полностью, без остатка. Павел называет то, чем они занимаются, «служением святым». Подобное служение — не труд раба из страха наказания и не труд наёмника, который ищет свою выгоду. Но проявление сыновней любви к своему родителю, которая позволяет максимально открыться для принятия родительской любви. А потому и выделяет Павел среди верующих таких людей: «Будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся». И далее он опять добавляет: «почитайте таковых».
Расскажу историю, которую мне поведал знакомый священник. В одном селе в 90-х годах прошлого века стоял разрушенный храм. Люди ходили вокруг него, охали и ахали. Когда же там в центре вспомнят о нас, отстроят церковь и пришлют батюшку. Так бы и ждали до сих пор, если бы к одной хрупкой женщине, окна дома которой выходили на руины, не обратился однажды прохожий старичок с такими словами: «Твои окна выходят на храм, а ты видишь одни развалины. Не лучше ли тогда просто окна забить досками?» Эти слова так поразили женщину, что вместе со своей дочерью они вдвоём начали потихоньку расчищать завалы. Кирпичик за кирпичиком. Постепенно к ним присоединились другие неравнодушные люди. Бюджет по началу был копеечный, и помощи сверху не было никакой. Однако через несколько лет над деревней возвышался золотой купол, а народ собирался на Литургию. Вот что означают слова апостола «посвятили себя служению святым».
Итак, мы имеем полное право ждать и даже требовать от священника исполнения его служебных обязанностей. Но, согласитесь, наши взаимоотношения с Богом и Его пастырями, могут начинаться не только с требований нас обслужить и удовлетворить наши ритуальные потребности. Апостол Павел предлагает сегодня несколько иную модель. Наше христианство может начинаться с желания самому послужить и принести пользу людям. Именно с этого начинаются глубинные изменения в нашей жизни в лучшую сторону. Именно так я гарантированно начинаю ощущать в своём сердце благодатную поддержку. Ведь Сам Господь говорит: «Больше блажен не тот, кто берёт, а тот, кто отдаёт».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер