В программе "Светлый вечер" мы беседовали с организаторами музыкального фестиваля "Троица. Всё живое" протоиерем Андреем Винником и Екатериной Аркаловой.
Наши гости рассказали об истории фестиваля, о том, для чего он проводится, какие музыканты участвуют и как так получилось, что отмечание престольного храмового праздника переросло в настоящий музыкальный марафон.
Ведущие: Алла Митрофанова, Алексей Пичугин
А. Пичугин
— Уважаемые слушатели, здравствуйте! Здесь я — Алексей Пичугин, Алла Митрофанова...
А. Митрофанова
— Добрый светлый вечер...
А. Пичугин
— Этот «Светлый вечер» с нами проведут на радио «Вера» протоиерей Андрей Винник и Екатерина Аркалова, они организаторы музыкального фестиваля «Троица», который уже в третий раз пройдет в городе Электроугли, подмосковном городе, и сегодня мы поговорим о фестивале.
Наше досье:
Фестиваль под открытым небом «Троица. Все живое» проводится в подмосковном городе Электроугли, по инициативе общины Троицкого храма, при поддержке администрации города. В программе музыкального марафона более 10 известных фолк и рок-коллективов. Среди них такие известные музыканты как Леонид Федоров, Сергей Старостин, Олег Нестеров и группа «Мегаполис», Инна Желанная, группа «Ва-банк», «Маша и Медведи» и многие другие. 10-часовой уличный фестиваль собирает зрителей не только из Москвы и области, но и со всей страны.
А. Пичугин
— Расскажите, пожалуйста, об истории, как все начиналось, все-таки третий раз — это уже можно подвести какие-то промежуточные, конечно же, но итоги. Поговорить о том, чего удалось достигнуть, чего бы хотелось все-таки в следующие годы, чего бы было бы больше.
А. Митрофанова
— Почему такой подзаголовок — «Троица. Все живое»?
Прот. Андрей Винник
— Давайте начну с самого начала. Как так получилось, что в наш храм в Электроугли стало приезжать довольно много музыкантов, просто в качестве прихожан. Одни, другие, третьи, четвертые, выяснилось...
А. Пичугин
— Не просто так, видимо.
Прот. Андрей Винник
— Вы знаете, в предыдущем храме, где я служил, у меня было 7 зубных врачей на приходе, и я думал сделать из них хор стоматологов «Скрежет зубовный» (смеются). А здесь на приходе в Электроуглях получилось так, что музыкантов как-то много случилось.
А. Пичугин
— Да вы и сами не далеки от этого... Об этом потом поговорим.
А. Митрофанова
— Вы в прошлом музыкой занимались, правильно?
Прот. Андрей Винник
— Не особо. Жена — музыкант, дети играют, но я не особо, когда-то в юности. Но история начиналась так. Было несколько десятков музыкантов, которые время от времени задавали вопросы: «Нельзя ли где-то здесь, на базе храма, поиграть, собрать народ?» И в конце концов мы подумали: «А почему нет?» Собрали 5-6 групп молодых, рок-групп, провели первый фестиваль. Еще не такого уровня, не под таким названием, провели фестиваль «Выход есть». Этот фестиваль и сейчас проводится, мы его запустили, насколько понимаю, он проходит в Подольске. Выступали молодые группы, мы поглядели: не так сложно делать такие мероприятия. Когда появились серьезные музыканты, желающие у нас выступить, когда они стали говорить: «Что ж мы никак все вместе не соберемся, то одни, то другие, давайте фестиваль». Мы не инициаторами были этого фестиваля. Священникам есть чем заняться.
А. Пичугин
— Есть прихожане, другие прихожане, что могли бы на себя это взять.
Прот. Андрей Винник
— По большому счету они и взяли. Но и даже придумывать, инициировать этот фестиваль нам не было смысла никакого. У нас есть чем заняться. Есть очень много дел, которые должен делать священник. А так как отбиваться от музыкантов было тяжело уже. Сергей Николаевич Старостин, один из самых наших великих хранителей этно-музыки, популяризаторов, приезжающее из Белоруссии трио «Троица» такое было, все в один голос говорили: «Фестиваль, фестиваль, фестиваль». И нам уже было деваться некуда. Как бы мы ни отбивались, ни откладывали, один год отложили, второй, в конце концов мы сдались и провели первый в 2013 году. Получилось неплохо, получилось хорошо, провели второй в 2014. И собираемся проводить — третий, в 2015.
А. Пичугин
— Вы так просто об этом рассказываете, какие-то музыканты, приехали... А я смотрю на состав участников. 2015 год, буквально через две недели — «Мегаполис», «Вежливый отказ», «НедРа», в прошлом году был «Аукцыон», были «Tequilajazzz», переформатированный, конечно...
Прот. Андрей Винник
— И в этом году будет.
А. Пичугин
— Был «Ва-банк».
Прот. Андрей Винник
— Да. Что ж, они и есть музыканты.
А. Пичугин
— Они и есть музыканты, но вы...
А. Митрофанова
— Просто сложно такое количество людей, которые наверняка имеют свой гастрольный график объединить в одно время в одном месте, когда речь идет о каких-то крупных, коммерческих фестивалях это понятная история. Но у вас, я так понимаю, она совсем другая, другое основание. Почему они все так хотят, почему они соглашаются? Ключевые аргументы какие, как вы их зазываете?
Прот. Андрей Винник
— Я спрашиваю: вы хотите участвовать? И они пишут: да. (Смеются.)
А. Митрофанова
— Видимо, важно, кто спрашивает.
Прот. Андрей Винник
— Не знаю. Олег Нестеров, «Мегаполис», мы в электроуглевской больнице причащаем больных, он держит плат у старушек. Он приезжает, помогает. Не для музыки. Так же и Сергей Николаевич Старостин тоже наш прихожанин, так же и другие.
А. Митрофанова
— Они где-то живут рядом?
Прот. Андрей Винник
— Нет. Не знаю почему.
Е. Аркалова
— Москва-Петушки потому что, Электроугли на этом маршруте.
А. Пичугин
— Как без этого.
Прот. Андрей Винник
— В храме, на самом деле, хорошо, тут не сколько заслуга священника, сколько просто атмосфера хорошая, добрая, может, это как-то привлекает, что никто никого не дергает, никто никого не обижает, не цепляет, кто пришел, в чем пришел, как пришел. Может, из-за этого как-то, но все, на самом деле, очень просто, никаких сложностей. Обращаемся к знакомым, они все отвечают — да, мы их приглашаем.
А. Пичугин
— Екатерина, вы подтверждаете?
Е. Аркалова
— Абсолютно подтверждаю. К слову о том, как музыканты едут, надо понимать, что музыканты — это особая компания, которая общается между собой и тоже выступает на фестивалях, поэтому когда они просто добрым словом отзываются о том, как прошел фестиваль, кто его организатор, им становится дико интересно. Видимо, по цепочке...
Прот. Андрей Винник
— Один из путей такой. Сергей Старостин привез нам огромное количество в первый раз выступающих, которые возвращались потом самостоятельно уже второй раз сами.
А. Митрофанова
— Для Электроуглей это, наверное, большое событие?
Е. Аркалова
— Вы знаете, поначалу даже никто не понял. Когда был первый 2013 год, мы очень переживали, что вот уже 12 дня, а народу маловато. И люди просто не верили, что это бесплатно, что это две сцены, что это 10 часов музыки. А потом все-таки дошло. Когда дело близилось к завершению, там было порядка тысяч двух, если не больше людей. Событие действительно большое, на второй поверили, я думаю, что на третий будет еще больше. А это все-таки событие.
Прот. Андрей Винник
— Город очень маленький, город условный.
А. Пичугин
— Недалеко от Москвы.
Прот. Андрей Винник
— 20 тысяч население со всеми окрестностями.
А. Пичугин
— Как добираться до Электроуглей?
Прот. Андрей Винник
— Если ехать в воскресный день, то лучше на электричке. Москва — Петушки с Курского вокзала.
А. Пичугин
— Но тут надо быть осторожным, чтобы не проехать мимо.
Прот. Андрей Винник
— Просто в воскресенье обратно возвращаться будет трудно. Народ с дачи поедет. Если не хотят люди стоять в пробке, лучше на электричке — Горьковское направление.
Е. Аркалова
— «Слезу комсомолки» не пить и можно доехать.
Прот. Андрей Винник
— Пить только «Ханаанские струи» и «Вифлеемский бальзам».
А. Митрофанова
— Это надо записать, рецепт изготовления.
А. Пичугин
— Там все есть.
А. Митрофанова
— Я смотрю ваш сайт, он мне очень нравится. Заголовок «Троица. Все живое», 31 мая. И здесь обозначены ведущие — Тутта Ларсен и музыкальный журналист Андрей Бухарин. Ну Тутта Ларсен — наша коллега по радио, чему мы очень рады, а расскажите, почему такой выбор, на что вы опирались?
Прот. Андрей Винник
— Андрей Бухарин — критик музыкальный, наш хороший товарищ. И Татьяна — наш хороший товарищ.
А. Митрофанова
— Это просто дружеские отношения.
Прот. Андрей Винник
— И музыканты практически все так же. В этом году у нас немного больше музыкантов, с которыми мы не знакомы.
А. Пичугин
— Например.
Прот. Андрей Винник
— Например, у нас в этом году будет первый в истории России концерт эстонской группы "Trad.Attack!".
Е. Аркалова
— Да и в их истории тоже.
Прот. Андрей Винник
— Это эстонский этнический джаз.
Е. Аркалова
— Кто думает, что эстонцы медленные, они это опровергают.
А. Митрофанова
— То есть у них все ритмично?
Е. Аркалова
— Весьма.
Прот. Андрей Винник
— Если на первом фестивале были все люди, которые нам хорошо знакомы, которые играли концерты, приезжали к нам храм в Электроуглях. На втором — несколько групп, с которым мы были не знакомы, а в этом группе будет группы 4 или 5, с которыми мы не знакомы. Это хорошо. Потому что музыкант он общается с большим количеством людей, он влияет на большое количество слушателей. И то, каково его отношение к христианству, к вере влияет на тех, кто его слушает.
А. Митрофанова
— Для вас это принципиальный вопрос — отношение к христианству? Когда вы зовете кого-то.
Прот. Андрей Винник
— Нет-нет-нет. Для нас важно до людей донести, до тех, кто смутно себе представляет, что такое христианство, чтобы они потом это ретранслировали в своих песнях.
А. Пичугин
— Давайте об этом потом подробнее поговорим. А сейчас музыку послушаем.
Е. Аркалова
— Давайте.
А. Пичугин
— А что будем слушать?
Е. Аркалова
— Будем слушать «Мегаполис», это одни из наших хедлайнеров, они уже второй год будут выступать, второй раз, они в 13 году первый раз выступали. И их такой хит — «Супертанго».
А. Пичугин
— Отличная песня, очень её люблю. Олег Нестеров «Супертанго».
А. Пичугин
— Итак, друзья, напоминаю, что протоиерей Андрей Винник, Екатерина Аркалова, организаторы музыкального фестиваля «Троица», которая уже 31 мая пройдет Электроуглях. И говорим, конечно, о фестивале.
Мне кажется, музыканты сами любят формат опен-эйра, можно приехать в неформальной обстановке потусить. «Пустые холмы» в свое время когда-то задали хорошее направление...
Е. Аркалова
— Полевая кухня, ярмарки, общение.
Прот. Андрей Винник
— Очень хочется праздника и очень редко мы можем в нем поучаствовать. Либо — официоз, только называется праздник, либо — пьянка, гулянка и с детьми отдохнуть, попраздновать на этом празднике очень сложно. А в Церкви — это богослужение. Веселье там трудно куда-то воткнуть, общение, веселье, в самом храме это невозможно. И так как некуда пойти в праздник, мы сделали, чтобы нам самим было куда пойти в первую очередь и нашим друзьям в городе. Цель не столько миссионерская в этом фестивале, хотя и это тоже есть, чтобы не боялись Церкви люди, чтобы понимали, что такие же люди, так же умеющие радоваться жизни, грустить. Но главная цель — дать пример, как праздновать престольный праздник. Чтобы люди, все наши друзья могли в нем поучаствовать.
А. Пичугин
— А храм Троицкий, да?
Прот. Андрей Винник
— Это престольный праздник, да. Поэтому после богослужения мы все идем на поляну, где этот фестиваль...
А. Митрофанова
— К полевой кухне и сцене.
Е. Аркалова
— К пруду.
Прот. Андрей Винник
— Там пруд, там липовый парк.
А. Митрофанова
— А купаться можно в этом пруду?
Прот. Андрей Винник
— Можно.
А. Митрофанова
— Серьезно?
Прот. Андрей Винник
— Да. Там есть пляж... Самое главное — везите побольше детей. Потому что у нас будет при фестивале большая детская площадка, с кучей мастер-классов, с кучей разных интересных...
А. Митрофанова
— А каких мастер-классов?
Прот. Андрей Винник
— Будет мастер-класс по духовым старинным инструментам, дети будут дуть в разные дуделки.
А. Пичугин
— Я угадаю, Сергей Старостин его будет проводить?
Прот. Андрей Винник
— Нет.
А. Пичугин
— Не угадал.
А. Митрофанова
— Слушайте, это же красиво.
Прот. Андрей Винник
— Это красиво, будут люди учить детей, там будут и настольные игры, подвижные игры и батуты. Все это ограждено, дети не потеряются и должно быть очень весело, детская площадка — это один из наших приоритетов, которой мы гордимся.
А. Пичугин
— Вы так просто рассказываете — захотели, провели. Вот мы узнаем, что есть какая-то детская часть. Все равно, чтобы привести в город такое количество музыкантов и собрать несколько тысяч человек, все равно организационные трудности наверняка есть. Здесь же и взаимодействие с правоохранительными органами, с городскими властями, с областными, с епархией.
Прот. Андрей Винник
— У нас с городскими властями, Слава Богу, все замечательно. Городские власти помогают в проведении этого фестиваля, потому что праздник общегородской, мы рассчитываем, что семь тысяч пройдет в этом году через фестиваль, в прошлом — пять тысяч прошло. А город, городская администрация, наш глава администрации Юрий Владимирович Бусов очень здорово помогает. Он согласовывает вопросы с правоохранительными, пожарными и со всеми такими техническими моментами. Он помогает арендовать одну из сцен, из каких-то городских фондов, на это рассчитанных. Поэтому сложностей больших нет. Нас, организаторов, человек десять. Кто-то отвечает за миссию на фестивале...
А. Митрофанова
— А что это значит, как это?
Прот. Андрей Винник
— Человек делает альманах, газету, которую он делает специально к фестивалю. Это специализированный номер, который он будет раздавать, о котором он будет говорить, во-вторых, точки миссионерские, которые мы тоже третий год будем ставить, будут оживление, споры, дискуссии проходить. Есть человек, который отвечает за тайминг...
Е. Аркалова
— За лайнап, набор артистов. У нас много народу, собираются вечером после службы по субботам и каждый занимается своим делом. Кто-то туалеты арендует, кто-то логистику, подвоз, привоз...
А. Митрофанова
— И все это на добровольных началах?
Прот. Андрей Винник
— Да.
Е. Аркалова
— Добровольно, бесплатно и большой компанией.
Прот. Андрей Винник
— Цель — провести хороший праздник.
А. Митрофанова
— Хорошо.
А. Пичугин
— Так что давайте слушать музыку.
Е. Аркалова
— У нас на очереди, наверное, Тинави. Это замечательный российский инди-поп. Несколько участников из разных групп объединились. Евгений Федоров, Инна Желанная, «Мельница»...
Прот. Андрей Винник
— Группа, собравшая лучших, наверное, музыкантов на данный момент.
А. Пичугин
— Группа "Tinavie", а песня — ?
Е. Аркалова
— «Письма из космоса».
А. Митрофанова
— Еще раз добрый вечер, дорогие слушатели. Алексей Пичугин, я — Алла Митрофанова. И здесь в студии радио «Вера» в программе «Светлый вечер» мы говорим с протоиереем Андреем Винником и Екатериной Аркаловой, организаторами фестиваля «Троица». Я так понимаю, что много народу собирается, около 7000 человек. И все это бесплатно?
Прот. Андрей Винник
— Ну где вы видели платный престольный праздник?
А. Митрофанова
— Это, на самом деле, очень приятно, что фестиваль с музыкантами такого уровня как «Мегаполис», «Зорге» абсолютно будет доступен для всех, можно приходить с детьми, я так понимаю, что будет отдельная программа для детей.
Прот. Андрей Винник
— И к ним приходят музыканты и с детьми фотографируются, играют, что-то и поют вместе. Маша Макарова детей подняла на детской площадке, на раз.
Е. Аркалова
— Она их и на сцену подняла.
А. Пичугин
— Отец Андрей, вы говорили про миссию.
А. Митрофанова
— Вот с этого момента поподробнее, потому что может возникнуть ощущение, что это бесплатный сыр, который бывает в мышеловке. Сейчас мы туда придем и нас будут обращать во что-то.
А. Пичугин
— Или будет священник выходить на сцену, говорить «Дорогие братья и сестры... Сегодня 31 мая...»
Прот. Андрей Винник
— Этого достаточно в храме, второй раз зачем повторять одно и то же. А что касается миссии, она не навязчива. Это не сектантский вариант, но Троица — это праздник миссии, в первую очередь, это день, когда христианство стало понятно многим.
А. Митрофанова
— День рождения Церковь называется еще...
Прот. Андрей Винник
— Люди заговорили на языках, которые были понятны окружающим. Музыка — тоже язык. На этом языке на Троицу в первую очередь стараемся донести что-то светлое, доброе до людей. И в день Троицы не воспользоваться возможностью свидетельствовать о Христе нельзя. Есть такой лоток, миссионерский лоток, вокруг которого все происходит, оживленные диспуты, дискуссии, где раздается наш альманах, апологетический, миссионерский, называется «Приход».
А. Митрофанова
— А какие диспуты и дискуссии, на какие темы? Вы продумываете или готовите?
Прот. Андрей Винник
— Все материалы в этом альманахе, он выходит не только к фестивалю, он выходит ежемесячно, они все полемической направленности: роль женщин в христианстве...
А. Митрофанова
— Это полемическая направленность, вы считаете?
Прот. Андрей Винник
— Конечно.
А. Митрофанова
— Не определена раз и навсегда она?
А. Пичугин
— Вот Алла Сергеевна уже начала полемизировать.
А. Митрофанова
— Смеется. Ждите меня на вашей точке.
Прот. Андрей Винник
— Ждем.
А. Митрофанова
— Да нет, я с гораздо большим удовольствием послушаю умных людей.
Прот. Андрей Винник
— Да нет, много полемических тем, от церковно-славянского языка до Священного Писания, на каждой странице можно найти вопросов для неудомения. Дискуссии достаточно живо и ненавязчиво у нас это выглядит. Есть у нас два человека, которые любят этим заниматься и умеют. Они же проводят у нас обычно по субботам миссионерские беседы у нас в храме. Поэтому опыт общения с людьми внешними у них очень большой.
А. Пичугин
— А вы замечали, после фестивалей приходят к вам храм люди, говорят: «Мы заинтересовались, действительно Церковь проводит, мы привыкли, что в Церкви все по-другому, а оказывается, у вас все так здорово — и музыка, и музыканты, и фестиваль, мы бы хотели поучаствовать в вашей церковной жизни». Не было такого?
Прот. Андрей Винник
— Таким прямым текстом никто не говорил, но что заметил после того, как эти концерты начали проводить — то, что бояться меньше стали священника молодые люди, студенты.
А. Пичугин
— Что вы вкладываете в понятие «бояться»?
Прот. Андрей Винник
— Если раньше они испуганно здоровались издалека и старались быстрее прошмыгнуть, то сейчас они задают какие-то вопросы, подходят...
А. Митрофанова
— О музыке?
Прот. Андрей Винник
— Нет, не о музыке, о жизни, о Церкви, о каких-то таких вещах... Они перестали бояться священников.
Е. Аркалова
— Да. И потом можно посмотреть, у нас есть волонтеры, которые помогают нам организовывать арт-площадку, строить...
Прот. Андрей Винник
— Кать, ты перестала бояться?
Е. Аркалова
— Да я и не боялась, честно говоря.
Прот. Андрей Винник
— А.
Е. Аркалова
— И людей, молодых ребят в разы стало больше. Они с интересом, с энтузиазмом приходят, не просто «я хочу в фестивале поучаствовать». Они приходят в храм, они принимают участие в наших собраниях организаторских. Это не значит, что мы сейчас вас через концерт... А они сами заинтересовываются и потом понимают, что ничего страшного и чего-то такого ужасного здесь нет, наоборот — это все объединяет.
Прот. Андрей Винник
— Много люди, которые благодаря фестивалю подтянулись в орбиту храмовую, которые потом стали к церковной жизни приобщаться. Но чтобы они так сказали, что из-за фестиваля, из-за музыки — такого не было. На грядущем фестивале у нас одних молодых архитекторов человек 20 взяли отгулы и приезжают готовить арт-площадки, за неделю до фестиваля берут отгул у себя на работе, чтобы бесплатно украсить поляну.
Е. Аркалова
— Это им тоже интересно, они же защищают проекты, а это им тоже хорошо.
Прот. Андрей Винник
— Мы проводим конкурс на малые архитектурные формы, в Интернете, он, правда, сейчас уже завершился: люди делают скамейки, арт-объекты и все это устанавливается там, на площадке, в поле.
А. Митрофанова
— Слушайте, а эти архитекторы, вы их где нашли?
Прот. Андрей Винник
— Они сами нашлись. Они приехали на первый фестиваль, двое из них приехали в качестве зрителей, а потом они подтянули всех остальных.
Е. Аркалова
— Да, у нас есть конкурс на арт-лужайку под проекты лавочек, мест для отдыха, они присылают заявки и приезжают, сами делают.
А. Пичугин
— Екатерина, а вы общаетесь со СМИ в рамках подготовки фестиваля...
Е. Аркалова
— Я и со СМИ общаюсь, в том числе.
А. Пичугин
— А как наши коллеги журналисты реагируют на фестиваль?
А. Митрофанова
— Еще один фестиваль...
Е. Аркалова
— На удивление реагируют. Я подумала в прошлом году, что журнал и портал Афиша, они нас как-нибудь обойдут мягонько, ну мы не модные...
Прот. Андрей Винник
— Мы — не хипстеры.
Е. Аркалова
— Но они не обошли.
А. Митрофанова
— А что написали?
Е. Аркалова
— Они написали анонс обычный, который я им сама прислала, но они его опубликовали — это уже большая радость. И плюс ко всему, на удивление, приехали журналисты, заявки на аккредитацию бросали из 8 порталов, разных самых, от музыкальных, околомузыкальных, околокультурных до экстремального журнала о спорте, есть там колоночка о музыке, о культуре. И они очень рады. Люди, от которых не ждешь, они говорили, как здорово, наконец-то, появляется истинно русское свое.
А. Митрофанова
— Давайте послушаем что-нибудь свое.
Е. Аркалова
— А мы не свое послушаем...
А. Пичугин
— Я так понимаю, что мы как раз сейчас эстонцев будем слушать.
Е. Аркалова
— Группа “Trad.Attack!”, они опровергают все мысли, что эстонцы медлительные и безэмоциональные. Я думаю, что стоит послушать, песня со сложным названием...
А. Митрофанова
— Куикенне, я его выговорила!
(звучит песня)
А. Митрофанова
— Я так понимаю, что одна из ваших задач привозить новых исполнителей и знакомить с ними российскую публику, как это в случае с этими эстонскими ребятами...
Прот. Андрей Винник
— Это не наша задача, это так получается, мы перед собой таких задач не ставим.
Е. Аркалова
— Мы собираемся, я стараюсь постоянно быть на волне, вообще люблю музыку и всегда ею интересовалась, если появляется что-то новое и не заезженное, я стараюсь это все преподносить до организаторов тоже. Мы это обсуждаем, все что-то предлагают, в итоге рождается истина.
А. Митрофанова
— У вас получается коллективный мозговой штурм, вот это берем, это не берем.
Прот. Андрей Винник
— Нас собирается 10 человек, у каждого свой вкус, у каждого свое место в организации фестиваля.
А. Митрофанова
— У каждого есть право слова?
Прот. Андрей Винник
— Есть у каждого, кто является организатором. И из общего рождается состав участников. Эстонцев мы не ставили себе задачу — давайте именно эстонцев, давайте кого-нибудь из-за границы. Есть знакомые директора групп, есть знакомые промоутеры, которые живут там и привозят сюда группы, они к нам уже несколько раз привозили, они сватают своих знакомых в Электроугли, нам было предложено...
Е. Аркалова
— У нас сербы выступали «Бело Платно», у нас замечательные поляки выступали... Это все...
Прот. Андрей Винник
— Индусы какие прекрасные были...
Е. Аркалова
— Группа «Индолучия». Это такой джаз опять же...
Прот. Андрей Винник
— На возвышении сидят два индуса, у одного ударник, у другого ситар, а ниже возвышения сидят два европейца, у одного ударник обычный, а другого гитара. И начинается мелодия на гитаре и на ударнике, а потом эта мелодия продолжает развиваться на ситаре и на индийских барабанах, они хотят показать корни гитары, которая появилась из ситара с приходом цыган в Испанию. А все это вместе объединяет отдельный джазовый пианист, перекликаются индийские инструменты с инструментами европейскими, а пианист это все соединяет воедино.
А. Пичугин
— Слушайте, как круто, сейчас закончится эфир, пойду искать.
Прот. Андрей Винник
— Индиалусия...
А. Пичугин
— А есть ли какая-то конкуренция между организаторами опен-эйров. Начинается лето, начинаются фестиваля... Троица, Дикая мята...
Прот. Андрей Винник
— «Дикая мята» — отличный фестиваль...
А. Митрофанова
— Трехдневный.
А. Пичугин
— Может быть, я не прав, но мне кажется, что все они выросли из тех знаменитых пустых холмов каким-то образом.
Прот. Андрей Винник
— Я никогда не был на «Пустых холмах», то, что до меня доходило от музыкантов о «Пустых холмах», оно было не очень. Может быть, это уже закат был.
А. Пичугин
— Но нет ли какой-то конкуренции? Я понимаю, что все в разное время проходит. Вы дружите с организаторами той же «Дикой мяты»?
Е. Аркалова
— Мы не друзья, не враги, мы друг друга не знаем. У нас никогда не было задачи переплюнуть кого-то.
Прот. Андрей Винник
— Пусть цветут все цветы. Мао Дзе Дун...
А. Митрофанова
— Я, кстати, согласна, с точки зрения зрителя — это как раз хорошая возможность побывать и там, и здесь, и везде. И обогатить свое представление о современной музыке. Прот. Андрей Винник
— Мы некоммерческий проект, мы делаем праздник для тех, кто хочет в этом празднике участвовать, поэтому мы ни с кем не конкурируем.
А. Пичугин
— Но это очень классно, то, что получается и происходит, и дай Бог, будет происходить. Кстати, насчет «будет происходить», у вас нет желания или, по крайней мере, каких-то планов выйти за пределы города? Может быть, двухдневный сделать фестиваль неподалеку от Электроуглей.
Прот. Андрей Винник
— Есть-есть, были такие планы, просто побоялся в этом году делать в связи с экономической такой ситуации, побоялся, что денег не найдем. Конечно, двухдневный лучше было бы. Мы бы могли бы сделать Литургию миссионерскую, вынести туда престол переносной, служить службу с пояснениями, потому что проще прийти к людям, чем затащить людей, объяснить... Я бы хотел третью сцену поставить, метров в ста от основных...
А. Митрофанова
— У вас большая поляна такая?
Е. Аркалова
— У нас поле. У нас лес и поле.
А. Пичугин
— Я никогда не был в Электроуглях...
Прот. Андрей Винник
— Поле — это то, которое мы планируем когда-то для двухдневного фестиваля. А здесь — липовый парк в центре города.
Е. Аркалова
— А городок сам — небольшой, зеленый и название свое совсем не оправдывает...
А. Митрофанова
— Да, название такое, что... Бывает, услышишь Суздаль, Мышкин...
Прот. Андрей Винник
— А мы маскируемся.
А. Митрофанова
— А вы не открываете сразу все...
А. Пичугин
— Два соседних города — Электросталь и Электроугли.
Прот. Андрей Винник
— Есть еще Электрогороск...
А. Митрофанова
— Я смотрю на список исполнителей, которые у вас будут, честно признаюсь, знаю далеко не всех. Вот к примеру... «Нью Лукс», такой коллектив, который играет джаз, у вас на сайте написано, что они разгромили тезис о том, что джаз — это унылая музыка для консерваторских зануд, на сцене парни чувствуют себя королями вечеринки. У вас джаз — одно из направлений?
Е. Аркалова
— В этом году так сложилось.
Прот. Андрей Винник
— Вообще, цель, чтобы были представлены все жанры, все живое.
Е. Аркалова
— Кроме ужаса какого-то.
А. Митрофанова
— А критерии какие?
Прот. Андрей Винник
— Шансон и попса, их и так много где можно услышать.
А. Пичугин
— Я читал в одном из интервью, что если бы вам предложили несколько попсовых групп, вы бы их позвали, посадили попить чайку, но на сцену бы не пустили.
Прот. Андрей Винник
— Это мой вкус, тут ничего не сделаешь, мне не нравится такая музыка. Если лично я...
А. Пичугин
— Ну и странно бы это смотрелось в окружении «Мегаполиса», «Недр», «Вежливого отказа»...
Е. Аркалова
— Я думаю, это было бы странно в связи даже с престольным праздником...
Прот. Андрей Винник
— Их и так везде много, они не нуждаются в том, чтобы их знакомить людей, тех. Кто нуждается, кого нет в ящиках, пусть они будут.
А. Митрофанова
— А как ваши музыкальные вкусы формировались?
Прот. Андрей Винник
— Лично у меня.
А. Митрофанова
— Отец Андрей, лично ваши меня особенно интересуют, все-таки уже делитесь вашим музыкальным прошлым, расскажите, как все было на самом деле.
Прот. Андрей Винник
— Музыкальное прошлое — громко сказано. Все 80-е годы был тогда тинэйджером, все прошли через рок-группы, все устраивали свои группы, все пытались на чем-то играть, у нас была панк-рок группа, называлась «Кузькина мать».
А. Пичугин
— А где это было?
Прот. Андрей Винник
— В Электроуглях же и было. Недолго меня хватило. Буквально после полгода, как мы эту группу создали, я понял, что Бог есть. Из личного опыта, храмовая жизнь...
А. Митрофанова
— А это оказалось не совместимо?
Прот. Андрей Винник
— На тот момент нет. Не совместимо. Панк — это бунт, протест, а Церковь — это мир и любовь.
А. Пичугин
— А тем не менее, какие-то панки могут выступить у вас?
Прот. Андрей Винник
— Конечно. У нас выступали наши, православные панки, группа «Рыба».
А. Митрофанова
— То есть получается, что совместимо?
Прот. Андрей Винник
— Для кого-то да, для кого-то нет, для меня оказалось не совместимо. Есть такие вещи, которые для человека не приемлемы. Я, например, раньше мог охотиться до прихода в храм, а когда пришел в храм, понял, что будет нужда в еде, я пойду на охоту, нет необходимости, я могу купить, зачем убивать животных для удовольствия. Это не является грехом, если человек охотится, мне претит, так же...
А. Митрофанова
— Это вопрос личного выбора.
Прот. Андрей Винник
— Да. Какого-то вкуса внутреннего.
А. Митрофанова
— Екатерина, а у вас как с музыкальным прошлым?
Е. Аркалова
— У меня с музыкальным прошлым... Нет, у меня есть электронный проект, он совсем неформатный. Но вообще, я всегда увлекалась музыкой, еще с институтской поры, если не со старших классов, и постоянно мониторила, постоянно общение было в этом музыкальном кругу, отсюда, наверное, какая-то часть знакомств, как-то формировалось. Вот он есть, мой личный музыкальный вкус сложившийся. Да, без попсы и шансона, ну и ладно, ну и хорошо.
А. Пичугин
— Спасибо. Нам уже заканчивать пора, к сожалению.
А. Митрофанова
— Что слушать будем?
А. Пичугин
— Напоследок, расскажите, как добраться до города Электроугли и до фестиваля.
Прот. Андрей Винник
— Если на машине, то по Горьковскому шоссе, по Насавихинскому, по Егорьевскому шоссе, 20 километров от Москвы, город Электроугли.
А. Пичугин
— Все дороги ведут...
Прот. Андрей Винник
— Все дороги ведут туда. Если на электричке — Горьковское направление, Курский вокзал, Электроугли.
А. Пичугин
— А в городе?
Прот. Андрей Винник
— Там либо пешком пройти 15 минут, либо машина 40 минут.
А. Пичугин
— В навигаторе что нужно забить?
Прот. Андрей Винник
— Улица Парковая, 14. Вообще, я бы всем посоветовал выходить на сайт, там сетка расписания, кто когда выступает, потому что не всем все интересно. Мы так расписали, чтобы и бабушки нашли для себя какие-то интересные момент, и подростки, и взрослые люди. Поэтому расписание, кто когда выступает, как проехать, схема проезда, все наши потребности в волонтерах, в помощи какой-то, все это есть на сайте — http://3fest.ru
А. Митрофанова
— Кого мы сейчас послушаем?
Е. Аркалова
— Мы послушаем Дашу Шульц. Это девушка из Питера, девушка с гитарой, которая покорила сердца меломанов года два назад. Начинала она просто с каверов на какие-то известные европейские вещи, а потом начала свои очень лиричные, милые, теплые композиции. Сейчас стоит послушать, называется «Для него», на самом деле, песня о Боге.
А. Пичугин
— Даша Шульц, композиция «Для него». А мы напоминаем, что фестиваль «Троица», который 31 мая пройдет в подмосковном городе Электроугли, сегодня в нашем эфире представляли Екатерина Аркалова и протоиерей Андрей Винник, организаторы этого мероприятия. Алла Митрофанова, я — Алексей Пичугин. Спасибо, до свидания.
А. Митрофанова
— Всего доброго.
Е. Аркалова
— Всего доброго. Спасибо вам.
Прот. Андрей Винник
— Храни Господь.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 328 зач., XI, 9-10, 17-23, 32-40.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Послезавтра наша Церковь будет праздновать Рождество Христово, мы шли к этому празднику с конца осени, с той поры, когда начался Рождественский пост. По мере приближения к Рождеству Христову Церковь всё больше концентрирует наше внимание на Грядущем в мир Спасителе. Среди прочего, Церковь вспоминает всех тех людей, вера которых позволила Богу стать Человеком. Об этих людях и об их вере повествует 11-й глава Послания святого апостола Павла к Евреям. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 11.
9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;
10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.
17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,
33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Если смотреть на Священное Писание критическим взглядом, обладая при этом необходимыми историческими знаниями, то можно с лёгкостью описать все те удивительные события, основанием которых Писание видит веру, как события, не выходящие за рамки обычной человеческой жизни. Впрочем, тайна веры в этом и заключается: она себя не навязывает, а потому её невозможно подвергнуть верификации, и то, что христиане воспринимают верой, светский мир пытается постигать с использованием совсем иных инструментов, в перечне которых нет и намёка на веру. Но мы не станем сейчас пускаться в размышления о различиях двух этих путей познания, мы поговорим о том, о чём нас призвал поразмышлять только что прозвучавший отрывок Послания к Евреям: о торжестве веры.
Сегодня мы вспоминаем тех людей, которых Церковь в своём богослужении именует «святыми отцами», в данном случае такое наименование означает, что эти библейские герои сумели пронести веру через все испытания, они не соблазнились какими-то иными путями, и, более того, их вера стала примером для всех последующих поколений людей, и в этом смысле они отцы для всех верующих. Любой зрелый христианин прекрасно понимает, что вера — очень нестабильна, и все мы непрестанно колеблемся между верой и неверием. Особенно же сильно наши колебания бывают заметны в периоды испытаний, здесь можно вспомнить известные размышления о том, что очень легко быть верующим в радости, и почти невозможно в горе, и как мы помним из Евангелия, даже Господь наш Иисус Христос ощущал богооставленность в самые трагические минуты Своей земной жизни.
Так или иначе, но с подобным «молчанием Бога» сталкивается любой христианин. Что нам может помочь? Конечно же, в первую очередь это примеры Священного Писания, они дают нам понимание того, что переживаемая нами богооставленность — закономерна и естественна, она не будет длиться вечно, ну а святые библейские герои, упомянутые в прозвучавшем сегодня апостольском отрывке, могут нам помочь пережить тяжёлый период не только указанием на собственный пример, но и молитвенным о нас предстательством перед Богом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Олег Сенин
Хочу начать с отрывков из письма дорогого мне человека и поэта Валентины Патроновой (её стихи звучат в эфире «Радио Вера»), — и письма, присланного ею другу нашей программы, создателю «Календаря поэзии» в «Российской газете» — писателю и журналисту Дмитрию Шеварову.
Это письмо Валентина написала летом 2023 года под впечатлением встречи в поселковом храме, куда она, теряющая зрение, пришла на литургию.
«Читалось Евангелие», — пишет Валя, — «...в тему моей печали — „Светильник телу есть око“». Читаю дальше. «...И вдруг на амвоне — знакомая фигура с палочкой, в чёрном подряснике. Олег Михайлович Сенин, проповедник и поэт. Почти ничего не видит. Различает только солнечный свет. Преподавал в Тульской семинарии, катехизатор, а в прошлом — осуждённый по диссидентской статье бунтарь и революционер. В колонии Олег Михайлович пришёл к вере. Наступило прозрение. Но там же он начал необратимо терять зрение физическое. Это не помешало ему впоследствии писать стихи, проповедовать, заниматься благотворительностью, преподавать...» Конец цитаты.
Приостанавливая чтение письма Валентины Патроновой, обращусь к стихам Олега Сенина. Я, кстати, записал эту программу осенью, в октябре...
В октябре, на рассвете, кричат петухи
За решёткою, в сини вселенной.
Удивлённым дитём,
Чрез порог преступив,
Я вхожу в Божий мир
С ощущеньем нетленья.
Кто-то слабой рукою раскрыл часослов,
Где-то сосны немеют, как юные вдовы, —
Всё пустой наговор, мир совсем не таков,
Как напишут о нём впопыхах суесловы.
И, на час отпросясь,
В катакомбном тепле,
Я со свечкой в руке, весь в слезах, цепенею:
Кто-то вечный и ясный в оконном стекле
Мне такое открыл, что изречь не посмею.
Олег Сенин, «Грёзы»
Уроженец Рязанской земли, отец троих детей и дед целого отряда внуков, автор ряда книг и герой десятка телефильмов, раб Божий Олег пришёл в православие из адвентизма (это религиозное движение протестантского толка).
В проникновенном тексте, названном «Краткое слово о моей жизни» Олег Сенин пишет: «...В марте 1996 года, после искреннего покаяния, я был возвращён в лоно Православной Церкви через чин присоединения...»
И — в самом конце: «Малые свои силы и дарования стараюсь употребить на служение людям, Отечеству и Господу». Конец цитаты.
Возвращусь к лирике Олега Михайловича Сенина.
Последние листы, познавши одиночество
На утончённой наготе ветвей,
Взирают грустно на упадок зодчества, —
Удел безрадостный всех поздних октябрей.
Земля соцветий, уступив из робости
Канунам и итогам плодородия,
Имеет вид торжественной суровости,
Столь неразлучный с моею скорбной родиной.
И только небо, вечно осиянное,
В своём порыве всех дарить надеждой,
Пророчит ей обновы сребротканные
И белизну, невиданную прежде.
Олег Сенин, «Осенняя земля». Из цикла «Господь мой, бессмертный и крепкий...»
В послании писательницы Валентины Патроновой, встретившей Сенина в храме Святых первоверховных апостолов Петра и Павла поселка Дубна Тульской области (с фрагментов из её письма я начал программу), есть такие слова:
«...Олег Михайлович путешествует по всей митрополии, несёт Божье слово. Его проникновенные проповеди со стихами — русских классиков и собственными — прихожане слушают, замерев. Стихами он дышит...» Конец цитаты.
Все выпуски программы Рифмы жизни
Николай Смирнов
...В 2023 году, в вологодском издательстве «Древности Севера», вышла небольшая, изящно изданная книжка: «Где мёдом пахнут травы...»
Удивительно: ещё до всего, до фотографии автора, неизвестного мне Николая Смирнова, до заглавного титула — тут — стихотворение со строкой, по которой и назван сборник. Прочитал — и словно пахнуло детством, когда мы с бабушкой снимали в дальнем Подмосковье на лето дачу, днём гуляли по лесам да лугам и заходили в местную деревню, где я таращился на пастуха с верёвочным кнутом и на грозных петухов, похожих на индейских вождей. Со стихотворения и начну.
Я считаю родиной по праву
Этот уголок большой земли,
Где в июне мёдом пахнут травы
И гудят над травами шмели.
Милых так не любят, как вот эту,
Предками обжитую юдоль.
Оттого и в песнях у поэта
В каждой строчке радость, а не боль.
Мой зелёный мир бедой не тронут,
Снова я у родины в плену,
Снова окунулся в тихий омут,
Но не тороплюсь идти ко дну.
Прячусь от соседей и от мошки,
Пахну свежим сеном и дымком,
И стихи как чёрствые лепёшки
Запиваю тёплым молоком.
Николай Смирнов. «Я считаю родиной по праву...», конец 1950-х — начало 1960 годов. Из книги 2023 года «Где мёдом пахнут травы...»
На обороте открывающего книгу стихотворения — фотография юноши, словно бы из старых советских фильмов: зачёсанные наверх волосы, открытый взгляд, и поверх кофты-«олимпийки» — рабочий пиджак...
Его открыли читателю женщины-землячки поэта по Шекснинскому району Вологодской области да Великому Устюгу — библиотекарь Татьяна Иванова, учитель-логопед Валентина Жукова, другие подвижницы.
Земляк Николая Рубцова (Смирнов был старше на поколение), закончивший семь классов подросток Великой войны; трудолюбивый самоучка-стихотворец Коля Смирнов — не успел состояться на литературном «поле» в свой срок.
Из тридцати шести лет короткой жизни — поэта не стало зимой 1965-го года — последние пятнадцать он страдал тяжёлой формой туберкулёза...
И всё время писал стихи: о родном крае и любви, об отгремевшей войне и русских людях; о благословенной нашей природе. Вослед Пушкину («Евгения Онегина» Николай знал наизусть) — он непрерывно и горячо пробуждал «чувства добрые»: простыми, красивыми, строгими словами.
...Вторя умирающему звуку,
Раненое сердце бередя,
Шелестит про вечную разлуку
Слёзная мелодия дождя.
Я сольюсь душою с этим краем,
В запахах и звуках растворюсь,
Встану над рекой в тумане раннем
И дождём над озимью прольюсь.
Выпью через край хмельные росы,
Расцвету ромашкою в траве,
И меня вплетёт в тугие косы
Девушка с венком на голове.
Николай Смирнов. Из стихотворения «Я и в горе рад всему родному...», 1957 год.
Однажды Коля Смирнов решился отправить из своей деревни Ходырево в соседнюю Вологду стихотворную рукопись. Она попала в руки писателю-классику Василию Белову. «Эти стихи... написаны рукой человека, стоящего совсем близко к подлинному мастерству», — откликнулся в своей рецензии Василий Иванович.
Вот этими словами я и завершу сегодняшний выпуск нашей программы, ещё раз порадовавшись открытию имени и стихов проникновенного приволжского поэта — Николая Смирнова.
Все выпуски программы Рифмы жизни