В годы царствования Екатерины Второй художником при дворе долгое время служил датский живописец Виргилиус Эриксен. В начале 1770-х годов он написал портрет императрицы. Сегодня это полотно хранится в Государственном Эрмитаже. Екатерина изображена на нём в традиционной русской одежде. И даже голову правительницы на портрете венчает не корона Российской Империи, а кокошник — традиционный головной убор с очень интересной историей.
Первые упоминания о кокошнике встречаются в исторических документах XVI-XVII веков. Однако, как полагают искусствоведы, появился он ещё раньше, и напрямую связан с древними славянскими головными уборами. Изначально кокошник был предметом роскоши. Он упоминается в списках имущества цариц и боярынь, купеческих жен, а с XVII века — и богатых крестьянок.
Несмотря на то, что сегодня одетыми в кокошник мы, как правило, представляем себе сказочных «красных девиц», этот головной убор был вовсе не девичьим. Традиционно кокошник на Руси носили замужние женщины. По своей конструкции он представлял собою закрытый головной убор, и являлся признаком семейного статуса. Само слово «кокошник» восходит к древнерусскому «кокошь» — так называли курицу. С одной стороны, убор по своей форме действительно в чём-то схож с куриным гребешком. С другой — образ курицы-наседки служил символом матери большого семейства. По традиции, впервые кокошник надевали женщине сразу после венчания.
Кокошник был праздничным головным убором. Богато украшенный жемчугом, перламутром, стеклярусом и золотым шитьём кокошник женщины надевали на праздничные Богослужения или другие важные торжества. Часто кокошники передавались из поколения в поколение. Стоимость самых дорогих кокошников достигала нескольких тысяч рублей серебром. В сельской местности далеко не каждая крестьянка могла позволить себе иметь кокошник. Нередко головной убор был одним на всё село — и невесты в день свадьбы брали его напрокат. В разных областях России кокошник называли по-разному: златоглав, бархатник, кика, шамшура.
После реформ Петра Первого, когда в одежде аристократии стал преобладать европейский стиль, традицию ношения кокошника сохранили купчихи, горожанки и крестьянки. Однако впоследствии уважение русскому кокошнику выказывали и монархи. При Николае I кокошник стал обязательной деталью придворного костюма для дам из свиты императрицы. Правда, это были уже не настоящие кокошники, а стилизация, которая позволяла дамам не прятать причёску. Супруга Александра III, императрица Мария Федоровна, собрала коллекцию русских кокошников, которую впоследствии передала Историческому музею.
Традиции, связанные с кокошником, сохранялись в среде крестьянства вплоть до революционных событий начала XX века. И в наши дни кокошник остаётся одним из символов России.
Все выпуски программы Открываем историю
Белгород. Чудотворный источник Ясный колодец, город Короча
Город Короча расположен в пятидесяти километрах восточнее Белгорода. Он появился на карте России в семнадцатом веке как оборонительная крепость. В то далёкое время здесь был родник с поэтическим называнием Ясный колодец. Согласно летописям, вода из источника помогала исцелять раны воинов, защищавших укрепление. Также богатая водоносная жила издавна питала яблоневые сады, коими славятся здешние места. Три красных яблока на серебряном фоне по сей день красуются на гербе города Корочи. 21 сентября 2008 года архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил источник Ясный колодец. Рядом с родником построили часовню. Со всей Белгородской области в Корочу приезжают паломники, чтобы с молитвой отведать здешней воды. Вкусная, полезная – она и впрямь настоящее чудо Белогорья!
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM
«Дети и музыка». Анатолий Кисляков
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостем программы «Пайдейя» был художественный руководитель Большого детского хора имени Попова, Заслуженный артист России Анатолий Кисляков.
Разговор шел о том, как занятия музыкой и хоровым пением влияет на детей, как воспитывается музыкальный вкус и как это может пригодиться во взрослой жизни.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Благодарный. Храм Александра Невского
Город Благодарный в Ставропольском крае до 1971 года считался селом. На его территории действовало несколько церквей. Из них до наших дней сохранился лишь храм во имя Александра Невского, возведённый в 1894 году. Он был украшен с особым великолепием. Святые образы для пятиярусного позолоченного иконостаса выполнили столичные мастера. Звонница трёхъярусной колокольни славилась сладкозвучием. К сожалению, и колокола, и иконы уничтожили безбожники после революции 1917 года. Церковь несколько лет использовали как зернохранилище. Она вновь стала действующей в годы Великой Отечественной войны, когда многие сердца обратились к Богу. С тех пор храм Александра Невского не закрывался. Верующие заботятся о его благообразии. Так, в 2016 году прихожане обновили купол на колокольне, а в 2024-ом благоустроили церковный дворик. Храм Александра Невского без сомнения можно назвать историческим символом города Благодарный.
Радио ВЕРА в Благодарном можно слушать на частоте 101,2 FM