
Фото: PxHere
В годы царствования Екатерины Второй художником при дворе долгое время служил датский живописец Виргилиус Эриксен. В начале 1770-х годов он написал портрет императрицы. Сегодня это полотно хранится в Государственном Эрмитаже. Екатерина изображена на нём в традиционной русской одежде. И даже голову правительницы на портрете венчает не корона Российской Империи, а кокошник — традиционный головной убор с очень интересной историей.
Первые упоминания о кокошнике встречаются в исторических документах XVI-XVII веков. Однако, как полагают искусствоведы, появился он ещё раньше, и напрямую связан с древними славянскими головными уборами. Изначально кокошник был предметом роскоши. Он упоминается в списках имущества цариц и боярынь, купеческих жен, а с XVII века — и богатых крестьянок.
Несмотря на то, что сегодня одетыми в кокошник мы, как правило, представляем себе сказочных «красных девиц», этот головной убор был вовсе не девичьим. Традиционно кокошник на Руси носили замужние женщины. По своей конструкции он представлял собою закрытый головной убор, и являлся признаком семейного статуса. Само слово «кокошник» восходит к древнерусскому «кокошь» — так называли курицу. С одной стороны, убор по своей форме действительно в чём-то схож с куриным гребешком. С другой — образ курицы-наседки служил символом матери большого семейства. По традиции, впервые кокошник надевали женщине сразу после венчания.
Кокошник был праздничным головным убором. Богато украшенный жемчугом, перламутром, стеклярусом и золотым шитьём кокошник женщины надевали на праздничные Богослужения или другие важные торжества. Часто кокошники передавались из поколения в поколение. Стоимость самых дорогих кокошников достигала нескольких тысяч рублей серебром. В сельской местности далеко не каждая крестьянка могла позволить себе иметь кокошник. Нередко головной убор был одним на всё село — и невесты в день свадьбы брали его напрокат. В разных областях России кокошник называли по-разному: златоглав, бархатник, кика, шамшура.
После реформ Петра Первого, когда в одежде аристократии стал преобладать европейский стиль, традицию ношения кокошника сохранили купчихи, горожанки и крестьянки. Однако впоследствии уважение русскому кокошнику выказывали и монархи. При Николае I кокошник стал обязательной деталью придворного костюма для дам из свиты императрицы. Правда, это были уже не настоящие кокошники, а стилизация, которая позволяла дамам не прятать причёску. Супруга Александра III, императрица Мария Федоровна, собрала коллекцию русских кокошников, которую впоследствии передала Историческому музею.
Традиции, связанные с кокошником, сохранялись в среде крестьянства вплоть до революционных событий начала XX века. И в наши дни кокошник остаётся одним из символов России.
Все выпуски программы Открываем историю
Геленджик. Собор Вознесения Господня

Современный курорт Геленджик был когда-то небольшой крепостью — береговым укреплением Русского Черноморского флота на Северном Кавказе. Прежде османский, Геленджик стал русским в 1829 году — после окончания Русско-Турецкой войны, по Адрианопольскому мирному договору. Одной из первых русских построек на территории крепости стал православный храм Вознесения Господня.
Деревянный, с небольшой колокольней, он вмещал всех, тогда ещё немногочисленных обитателей крепости, в основном — военных. По сохранившимся документам, в штате храма числился один иеромонах и два его помощника. Так продолжалось вплоть до начала Крымской войны. В 1854-м году союзники Турции — Британия и Франция — блокировали своим флотом Черноморское побережье России и Северокавказские береговые укрепления оказались под угрозой вражеского захвата. Тогда российское военное командование отдало приказ покинуть укрепления, предварительно уничтожив в них все сооружения. Постигла эта участь и Геленджикскую крепость. Деревянная церковь Вознесения Господня сгорела вместе с остальными крепостными строениями.
Русские вернулись в Геленджик через десять лет. В центре поселения, на главной площади, вновь отстроили деревянный Вознесенский храм. Церковь, приписанная к Кавказской епархии, простояла там до начала ХХ века. В 1904-м жители и гости стремительно разросшегося Геленджика обратились к Черноморскому губернатору с просьбой построить большой каменный храм. Старый, деревянный уже попросту не вмещал всех верующих.
Через год работа закипела. На глазах горожан поднимались стены будущего собора, сделанные из кирпича и дикого камня. Через четыре года, накануне праздника Вознесения Господня, епископ Сухумский и Черноморский Димитрий освятил новый собор — белоснежный, пятиглавый, в русско-византийском стиле, с тонкой фасадной узорчатой лепниной, трёхъярусной колокольней и золотыми шлемовидными куполами. Храм оставался действующим всю первую треть ХХ века. В 1932-м советские власти постановили закрыть Вознесенский собор Геленджика. Его настоятелем тогда был священник Дмитрий Легейдо, ныне причисленный к сонму новомучеников и исповедников Российских. Храм опечатали, а отца Дмитрия арестовали и вскоре расстреляли. В годы Великой Отечественной войны храм вернули верующим, но ненадолго. В 1950-м его вновь закрыли и он пришёл в запустение — разрушились отделка фасада и внутренняя роспись.
В 1991-м году началась новая страница в истории геленджикского Вознесенского собора — храм вернули верующим. После серьёзной реставрации он вновь открыл свои двери для прихожан. Теперь фасад собора украшают великолепные мозаики, а сам он, словно белоснежный корабль, возвышается на фоне гор и моря. В 2013-м году Вознесенский собор Геленджика получил статус кафедрального, став одним из главных храмов Новороссийской епархии.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Псалом 91. Богослужебные чтения

Людям свойственно начать ценить что-либо тогда, когда они что-то теряют. Или оказываются перед угрозой потери. Вот и древние иудеи начинали ценить мирное время, когда на их землю приходила война. И тогда они вспоминали о Боге, о благочестии и просили от всего сердца о возвращении мирного времени. Таким настроением проникнут псалом 91-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 91.
2 Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний,
3 возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи,
4 на десятиструнном и псалтири, с песнью на гуслях.
5 Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих.
6 Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!
7 Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того.
8 Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки,
9 Ты, Господи, высок во веки!
10 Ибо вот, враги Твои, Господи, — вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие;
11 а мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащён свежим елеем;
12 и око моё смотрит на врагов моих, и уши мои слышат о восстающих на меня злодеях.
13 Праведник цветёт, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане.
14 Насаждённые в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего;
15 они и в старости плодовиты, сочны и свежи,
16 чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нём.
Прозвучавший псалом не имеет надписания, то есть указания авторства. Но, скорее всего, он был написан не Давидом и не Соломоном, а значительно позже. Написан царём Езекией или его придворным поэтом после того, как немногочисленное войско древних иудеев победило значительно более могущественного противника, почти уже осадившего Иерусалим. Случившееся иначе как чудом назвать было просто нельзя.
И составитель псалма обращает к Богу слова искренней благодарности, восхищается могуществом Господним, а ещё призывает всех людей славить Творца вместе с собой. Мы слышим такие слова: «Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих. Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!» Конечно, мы имеем дело с ветхозаветным религиозным мышлением, которому была свойственна некоторая приземлённость. Но радость о спасении, которую чувствует автор псалма, не может не вдохновлять.
Псалмопевец торжествует — наступила победа, все опасности преодолены. И всё благодаря Богу, о Котором он восхищённо пишет: «Ты, Господи, высок во веки! Ибо вот, враги Твои, Господи, — вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие». Безусловно, автор псалма радуется тому, что плодами победы Господь даёт воспользоваться тем, кто Ему верен. И эта верность позволяет не бояться неприятелей, помогает не страшиться наступающего дня. Или как читаем мы в псалме: «я умащён свежим елеем; и око моё смотрит на врагов моих, и уши мои слышат о восстающих на меня злодеях».
Прозвучавший псалом имеет и пророческий характер. Образ праведника, о котором мы слышим, имеет отношение не только к ветхозаветным евреям, но и к грядущему Мессии. Спаситель, обещанный пророками, победит не земных врагов, но более страшного неприятеля — саму смерть. Христос воскрес из мёртвых не Себя ради, а ради нас. И этой победой Он с нами щедро делится. Не будем же отвергать этот поразительный дар. Будем Богу верны и в слове, и в деле, и каждый день нашей жизни, чтобы стать нам истинными свидетелями правды Господней, которая приносит настоящую радость бытия. Радость, способную насытить и самого человека, стремящегося жить по воле Божией, и тех, кто находится рядом с ним.
Псалом 91. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 91. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 91. На струнах Псалтири
1 Псалом. Песнь на день субботний.
2 Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний,
3 возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи,
4 на десятиструнном и псалтири, с песнью на гуслях.
5 Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих.
6 Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!
7 Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того.
8 Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки,-
9 Ты, Господи, высок во веки!
10 Ибо вот, враги Твои, Господи,- вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие;
11 а мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем;
12 и око мое смотрит на врагов моих, и уши мои слышат о восстающих на меня злодеях.
13 Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане.
14 Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего;
15 они и в старости плодовиты, сочны и свежи,
16 чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем.