
Фото: PxHere
Все помнят знаменитые пушкинские строки: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный \ К нему не зарастёт народная тропа \ Вознёсся выше он главою непокорной \ Александрийского столпа». «Александрийским столпом» с лёгкой руки поэта и сегодня часто называют один из главных монументов Санкт-Петербурга, символ города на Неве — Александровскую колонну на Дворцовой площади. Гранитный столп, устремлённый в небо, венчает фигура ангела с крестом в руке. На пьедестале надпись: «Александру Первому благодарная Россия». Монумент стал данью памяти императору — победителю Наполеона и русскому военному триумфу в войне 1812-го года.
Увековечить славные деяния Александра Первого сановники государя пытались ещё при его жизни. Однако сам император выступал категорически против. Александр считал, что за победу над Наполеоном нужно благодарить не его, а Бога. Именно поэтому в память о событиях 1812-го года он замыслил построить в Москве Храм Христа Спасителя. Однако после кончины императора его брат, Николай Первый, вернулся к идее монумента в честь Александра.
Был объявлен конкурс проектов. Победил в нём в 1829 году французский архитектор Огюст Монферран, по иронии судьбы — бывший наполеоновский солдат. Впрочем, он принял победу русских войск и обратился к Александру I с просьбой позволить ему работать в России. По художественному замыслу, монумент в честь императора должен был напоминать одновременно античную колонну Траяна в Риме и Вандомскую колонну, которую в честь самого себя в центре Парижа ещё до поражения успел возвести Бонапарт. На его вершине помещался ангел, крестом попирающий змею — символ поверженного врага. Создание скульптуры ангела Монферран доверил монументалисту Борису Орловскому.
С технической стороны, Монферрану предстояло провести точнейшие расчёты. Возможно, не многие знают, что Александровская колонна представляет собою крупнейший в мире каменный монолит диаметром 3,5 метра, который удерживается лишь под тяжестью собственного веса, и не крепится к постаменту никакими специальными приспособлениями. Монолит обнаружил сам Монферран в гранитных каменоломнях под Выборгом. Вручную в течение двух лет гранитную глыбу отделяли от скалы, обтёсывали. А затем на специально построенном боте «Святой Николай» колонну доставили в Петербург. 30 августа 1832 года на Дворцовой площади при огромном скоплении народа колонну установили на постамент. Это было техническое чудо, длившееся 100 минут. Спустя два года, когда все работы были завершены, состоялось торжественное открытие памятника, его освящение и молебен, во время которого сам государь на коленях молился о благе подданных, славе русского оружия и упокоении души своего брата Александра. Монумент стал хранителем не только национальной, но и семейной памяти — ведь это посмертный дар младшего брата старшему.
В истории были моменты, когда нерушимому, казалось бы, памятнику угрожала серьезная опасность. К примеру, после революции 1917 года скульптуру ангела хотели заменить... на статую Ленина. А в годы Великой Отечественной войны монумент пострадал от обстрелов. Но по сей день стоит на Дворцовой площади Петербурга Александрийский столп, и напоминает нам о славной победе 1812 года и о выдающейся роли в ней императора Александра Первого.
Все выпуски программы Открываем историю
Самбо

Фото: Kampus Production / Pexels
Самооборона без оружия — так расшифровывается название одного из самых популярных национальных видов спорта в России — самбо. История этого единоборства берёт своё начало в Японии в русской православной миссии, которую возглавлял архиепископ Николай (Касаткин) — будущий святитель Николай Японский. В 1861 году он прибыл в Японскую империю, чтобы вести христианскую проповедь среди местного населения. За годы своего служения святитель основал множество общин, под его руководством в Токио был построен православный храм и открыта семинария для обучения будущих священнослужителей. Именно в это учебное заведение в 1907 году попал 12-летний сирота — Василий Ощепков, сын каторжан с Сахалина, и впоследствии — основоположник самбо.
Кроме классических школьных и богословских дисциплин с 1908 года в семинарии появился кружок дзюдо — японской национальной борьбы. Особый талант к ней проявился у Василия Ощепкова. В старших классах семинарии святитель Николай благословил ученика на выбранный им путь — поступление в Кодокан, главную школу дзюдо в Японии. Там Василий успешно прошёл обучение и стал первым русским обладателем мастерской степени дзюдо.
В 1914 году Ощепков вернулся в Россию, где попал на службу в контрразведку. Вместе с этим он стал тренировать дзюдо милицию и простых жителей Владивостока. После революции 1917 года Василий был отправлен в Японию в качестве разведчика, где служил до 1926 года. После возвращения на Родину он стал много тренировать: в Центральном доме красной армии, в Институте физической культуры и школе милиции в Москве. В то же время он дорабатывал боевые приёмы и соединял техники из разных видов единоборств, создавая новую более эффективную систему самообороны.
Параллельно с Ощепковым подобную систему разрабатывал Виктор Спиридонов, только опирался он на джиу-джитсу — японское боевое искусство самозащиты. Интерес к борьбе у него появился в годы Русско-Японской войны, когда, будучи выпускником Казанского военного училища, он попал в действующую армию. После революции Спиридонов стал много тренировать, а в 1923 году выступил одним из инициаторов создания спортивного общества «Динамо» в Москве, где открыл секцию самообороны и придумал новый термин «самбо».
В 1938 году системы самообороны Василия Ощепкова и Виктора Спиридонова фактически слились в новый вид борьбы. Так появилась Всесоюзная секция «борьбы вольного стиля (самбо)». В основу нового единоборства, кроме дзюдо и джиу-джитсу, легли приёмы из русской, английской, грузинской и других национальных видов борьбы.
С тех пор интерес к новому единоборству только увеличивался. Самбо было создано с целью обороны, а не нападения, и формировало в молодых людях стойкость и твёрдый характер. Учащийся самбо должен был защищать слабых, поступать по совести и использовать свои навыки только во благо. Эти принципы и эффективность боевых приёмов сделали борьбу известной и популярной. Чемпионаты мира по самбо стали проводиться с 1973 года. В память о святителе, познакомившем юного Василия Ощепкова с дзюдо, с 2011 года проводится международный фестиваль «Кубок равноапостольного Николая Японского», где спортсмены могут показать свои достижения в самбо и других боевых искусствах.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 95. Богослужебные чтения

В память о больших победах (прежде всего, народных) пишут торжественные гимны. Ветхозаветный Израиль в этом отношении исключением не был. И царь Давид, и другие библейские авторы сочиняли радостные псалмы, в которых прославляли те или иные победы, дарованные Богом. Именно таким гимном является псалом 95-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 95.
1 Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля;
2 пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его;
3 возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его;
4 ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов.
5 Ибо все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил.
6 Слава и величие пред лицом Его, сила и великолепие во святилище Его.
7 Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь;
8 воздайте Господу славу имени Его, несите дары и идите во дворы Его;
9 поклонитесь Господу во благолепии святыни. Трепещи пред лицом Его, вся земля!
10 Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде.
11 Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его;
12 да радуется поле и всё, что на нём, и да ликуют все дерева дубравные
13 пред лицом Господа; ибо идёт, ибо идёт судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы — по истине Своей.
Существует версия, что прозвучавший псалом составил царь и пророк Давид. Но, скорее всего, псалом 95-й был составлен после возвращения древних евреев из Вавилонского плена в середине 6 века до Рождества Христова. Надписи об авторстве Давида появились позднее по причине того, что по стилю псалом напоминает произведения знаменитого царя и пророка. Автор псалма усердно старался подражать Давиду. Услышанный нами текст является настоящим гимном, прославляющим величие Божие и отражающим радость от того, что вавилонский плен завершился. А значит — у древних иудеев есть теперь возможность не только вернуться на родную землю, но и построить там храм Божий. Для автора псалма такой исход представляет собой доказательство величия Господа, превосходства истинного Бога над идолами. Или как читаем мы в псалме: «ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов. Ибо все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил». Почти 70 лет евреи находились в плену у Вавилона и смогли сохранить в этих тяжелейших условиях веру в Бога истинного.
Для автора псалма данное обстоятельство является самым настоящим чудом. Подчёркивая превосходство Господа над идолами, псалмопевец призывает иные народы одуматься, признать единственного верного Бога и отказаться от неправоты язычества. Потому что рано или поздно история этого мира закончится, и наступит час суда, когда Бог будет определять судьбы человечества. Горько тогда станет тем, кто променял истинного Господа на идольский суррогат. Речь в данном случае идёт не только о древнем язычестве. В 20-м веке человечество пережило тяжелейшее искушение безбожными утопиями — попытками построить на земле царство Божие без Бога. Тут можно вспомнить и атеистический коммунизм, и попытки вывести расу сверхлюдей в Германии, и другие опыты игры в повелителей вселенной. Какими же жертвами обернулись все перечисленные эксперименты! К какой ужасающей участи приговорили себя инициаторы подобных проектов!
Псалом 95-й призывает нас не поддаваться искушению заменить Бога истинного на Его подделку. Только следуя правде Божией, Его заповедям, мы оказываемся способны отделить истину от лжи, увидеть ясным образом цель, ради которой мы призваны в этот мир. И цель эта состоит в том, чтобы жить и действовать в любви к людям через любовь к Богу. Иного пути просто нет. Всё остальное есть уклонение от истины, приводящее к горечи поражения и утрат. От чего да убережёт нас всех Господь!
Псалом 95. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 95. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 95. На струнах Псалтири
1 Воспойте Господу песнь новую! Воспой Господу, вся земля!
2 Воспойте Господу, благословляйте имя Его, возглашайте всяк день, что в Нем спасение наше!
3 Возвещайте племенам славу Его, всем народам чудеса Его!
4 Ибо велик Господь и прославлен Он, грозен для всех богов.
5 Ибо все боги язычников бесы; а Господь небеса сотворил.
6 Славословие и красота пред Ним, святость и великолепие во святилище Его.
7 Принесите Господу дары, отцы племен, воздайте Господу славу и честь!
8 Воздайте славу имени Господа! Возьмите жертвы и входите во дворы Его!
9 Поклоняйтесь Господу во дворе святом Его! Да поколеблется пред лицом Его вся земля!
10 Скажите народам, что Господь воцарился; ибо утвердил Он вселенную, и не поколеблется она; судить будет Он народы по правде Своей.
11 Да возвеселятся небеса, и да радуется земля! Да поколеблется море и все сущее в нем!
12 Возрадуются поля и все живущие на них; тогда возрадуются все деревья дубравные пред лицом Господним;
13 Ибо Он идет, идет судить землю, судить вселенную праведно и народы — по истине Своей.