2 Кор., 179 зач., V, 10-15.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Знаете ли вы, дорогие друзья, в чём заключалась «ахиллесова пята» апостола Павла — о которой знали абсолютно все его слушатели — не говоря уже про других апостолов? Давайте послушаем отрывок из 5-й главы 2-го послания к Коринфянам — который читается сегодня за богослужением в православных храмах — и потом вернёмся к озвученному выше вопросу.
Глава 5.
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
11 Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям.
12 Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем.
13 Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас.
14 Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли.
15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
Догадались, о какой «ахиллесовой пяте» апостола Павла идёт речь в прозвучавшем сейчас отрывке из его послания к Коринфянам? Подскажу: Павел был единственным из всех апостолов, кто не был лично знаком с Иисусом в дни Его земной жизни. И при этом именно он стал выдающимся миссионером и проповедником Христа! Ещё бы это не вызывало изумление — а порой и отторжение апостола со стороны некоторых. И это — вполне понятно: едва ли мы больше будем доверять вторичным источникам, нежели первоисточнику и живым свидетелям!
Прекрасно понимая это затруднение, апостол Павел объясняет: для него связь со Христом определяется не жизнью Иисуса, а именно Его... смертью! Точнее, тем, что Своей Крестной смертью Христос запечатлел такую любовь к людям — о какой никому прежде и вообразить было невозможно! Конечно, жизнь Иисуса интересна и назидательна — но вот смерть Его — поистине пронзительна!
Ведь Христу не было причины умирать: Он, Сын Божий, безукоризнен в Своей жизни, в Своих мыслях, чувствах, всём поведении, которое было у всех перед глазами. Но при этом Он свободно идёт на вольную смерть — не за Свои ошибки и грехи, которых не было, — но, чтобы освободить от грехов тех, кто действительно повинен в них. Отдать свободно Свою жизнь за тех, о ком ещё неизвестно — а примут ли сами они эту жертву? — действительно проявление предельной любви. Любви «односторонней», не обусловленной гарантированным «встречным ответом». Любви, отдающей безусловно. Любви, не ищущей своего — но только пользы другого. Любви, которая бережно относится к праву другого отказать. Любви, которая готова опуститься в адову бездну — ради тех, кому это может помочь.
И далее апостол говорит: если Христос так нас любит — нам ли «жить в своё удовольствие»? Если мы живы благодаря Ему — как мы можем забывать, какую цену Он за это заплатил?
Сразу отмечу: нет, апостол вовсе не занимается «прокачиванием чувства вины» — его задача — иная. Если Христос пошёл на крест ради людей — значит, это было очень и очень нужно и бесконечно важно. Он не только разрешил таким образом извечную проблему отчуждённости между человеком и Богом, но и дал пример, следуя которому люди могут сами стать проводниками и свидетелями безграничной Божественной любви. Если только они уже живут не ради себя, но ради «умершего за них и воскресшего».
Вот к чему нас сегодня зовёт апостол Павел: подражать Христу не только в его праведной жизни, но и в готовности учиться любить друг друга так, как возлюбил каждого из нас Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Метафоры, которые мы не замечаем
Из школьного курса многие помнят, что есть такое выразительное средство — Метафора. Это скрытое сравнение, которое использует переносное значение слов. Метафора называет один предмет вместо другого, схожего по форме или качеству. Например, огонь горит в прямом смысле, а глаза горят в переносном. Вы, наверное, удивитесь, но мы постоянно используем метафоры в речи.
Мелодия льётся, волна ощущений, взлететь по карьерной лестнице, поплыть на экзамене, стоять в хвосте очереди.
От частого употребления многие метафоры как бы стёрлись, поэтому мы их не замечаем. Однако их употребление влияет на коммуникацию. Метафора помогает более ярко выразить мысль, но может и помешать общению.
Иногда мы чувствуем дискомфорт в разговоре, но не в силах объяснить, почему: вроде бы собеседник не сказал ничего плохого. Однако он просто мог произнести негативные или слишком эмоциональные метафоры, которые вызывают тревогу или уныние. С другой стороны, красивая метафора украсит беседу и поможет погрузиться в море удовольствия от общения.
Давайте же порадуемся богатству нашего языка, создавшего такое прекрасное выразительное средство.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.