
2 Кор., 175 зач., IV, 1-6.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
«Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15) — такие слова адресовал Христос Своим ученикам перед тем, как Он был взят под стражу. Действительно, Христос от нас ничего не скрыл, Он дал нам всю необходимую для спасения души информацию, Он ничего не исказил, Он не действовал хитростью или лукавством, Он поступал и поступает так, как подобает поступать другу. Подобным образом действовали и Христовы апостолы, но мир, который привык жить отнюдь не по закону дружбы, не мог понять и вместить логику действий апостолов, а потому апостолы вынуждены были объяснять как свои действия, так и тот закон, который возвестил Спаситель. Апостол Павел посвятил этому объяснению 4-ю главу Второго послания к Коринфянам, отрывок из которой звучит сегодня в православных храмах во время литургии. Давайте послушаем его.
Глава 4.
1 Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем;
2 но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом.
3 Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих,
4 для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.
5 Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса,
6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
Всякий раз, когда мы читаем Второе послание апостола Павла к Коринфянам, нам стоит помнить, что в Коринфе были люди, которые подвергали сомнению авторитет апостола Павла, и, что самое плохое, авторитет его проповеди. Апостол использовал самые разные приёмы ради достижения своей цели — возвращения веры своим словам о Христе.
В только что прозвучавшем отрывке Павел упомянул крайне важное свойство апостольской проповеди: отсутствие в ней какой бы то ни было хитрости. Эти слова апостола легко проверить: ни в одном из его посланий мы не найдём и намёка на попытку достижения цели порученной ему Спасителем миссии путём хитрости и манипуляций. Понять такой образ действия очень легко, если, конечно, помнить о том, что Бог, Которому служил апостол, бесконечно далёк от какой-либо нечестности. Да, такой подход не может принять лежащий в грехе мир, ведь ему кажется, что именно так — с использованием различного рода уловок и хитростей — можно чего-либо достичь, а сама жизнь показывает, что как раз те, кто ловок и хитёр, наиболее успешны в жизни, тогда как люди прямые, искренние и честные находятся на периферии, и зачастую их жизнь не выглядит завидной. Это всё так, и если мы мыслим о себе как о существах, которые уйдут в небытие после кончины тела, то хитрость будет полезна, если же мы верим во Христа и Христу, то мы станем поступать так, как поступал Он, понимая, что впереди у нас вечность, а на земле Бог Сам решает, кому дать ту славу, которая не померкнет в веках.
В этом же отрывке прозвучала и ещё одна чрезвычайно важная мысль, которая даёт нам ответ на неприятный вопрос о том, почему далеко не все люди откликаются на евангельскую проповедь. Безусловно, что ответ на этот вопрос не может быть простым, невнимание к словам Христа — это всегда совокупность нескольких факторов, и апостол Павел указал лишь на один из них, который, впрочем, стоит рассматривать как основной: апостол упомянул ослепление ума «богом века сего». Большинство авторитетных толкователей предлагают понимать под этим «богом» сатану, который старается сделать нас рабами временной жизни с её удовольствиями. С апостольской мыслью сложно спорить: достаточно взять самый простой пример — заповеданную Христом благотворительность, чтобы понять — исполнять слова Спасителя нам мешает опасение за возможное ущемление в получении земных удовольствий. А сама зависимость от такого рода удовольствий — и есть пленение «богом века сего», который в той или иной степени ослепляет наши умы, и мы становимся неспособны постичь Христово Евангелие.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.