«Основа жизни — молитва, милостыня и пост» — эти слова русского философа Владимира Соловьёва изменили жизнь молодой девушки, ставшей героиней нашей программы. Мария Ковалёва, умница и красавица из Саратова, планировала стать журналистом и топ-моделью, а стала директором благотворительного фонда.
Ещё в гимназии она поняла, что хочет помогать людям. «В старших классах мы ездили в социальный приют: проводили концерты для детей, общались с ровесниками», — вспоминает Мария. После каждой поездки девушку мучил вопрос: что она может сделать для этих сирот? Почему страдают дети? Что такое любовь? Маша не могла найти ответы на эти вопросы, хотя все школьные задачи решала на «отлично». Она поступила на факультет журналистики местного университета, а позже по совету однокурсников прошла кастинг в модельном агентстве в Москве. Мария решила: если станет богатой и знаменитой — легче будет заниматься благотворительностью!
Руководство вуза предоставило ей индивидуальный план обучения, и студентка смогла поработать моделью в Милане и Париже, чтобы понять: этот вид деятельности — не для неё. А стажировка и последующее трудоустройство в информационно-издательском отделе Саратовской епархии убедили журналистку, что для помощи окружающим не обязательно делать карьеру топ-модели.
Мария брала интервью у сельских священников и учеников воскресных школ, готовила материалы для епархиальной газеты и журнала «Православие и современность». «Рассказывать об интересных людях, конечно, приятно, но мне хотелось делать что-то самой», — говорит Ковалёва. Такое занятие нашлось во время пандемии коронавируса 2020 года, когда ей предложили должность исполнительного директора благотворительного фонда «Хорошие люди».
Задача этого сообщества — откликаться на нужды окружающих, соединять тех, кому необходима помощь, с теми, кто готов её оказать. Например, пожертвовать фонду денежные средства или бесплатно предоставить профессиональные услуги врача, юриста, парикмахера, фотографа, журналиста. Кроме того, фонд ежемесячно обеспечивает продуктами более ста нуждающихся: одиноких пожилых людей и инвалидов, многодетных мам и родителей с больными детьми. Других подопечных — обитателей Центра социально-трудовой реабилитации для лиц без определенного места жительства — благотворители снабжают обувью и одеждой.
Число хороших людей в Саратове увеличивается, растёт и количество их хороших дел. Мария Ковалёва уверена: надо помогать людям самостоятельно, не надеясь, что это сделает кто-то другой. А я, в свою очередь, не сомневаюсь: благотворительность оказалась её призванием!
Все выпуски программы Живут такие люди
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России