
Фото: PxHere
Жизнь и деяния святых вдохновляют авторов на создание эпических поэм, стихотворений, исторических романов. И это вовсе не придуманные истории героизма и мужества.
Сегодня мы говорим о святом Себастьяне, и повести Николаса Патрика Уайзмена «Фабиола»
Время — конец III века по Рождестве Христовом, эпоха гонений императоров Диоклетиана и Максимиана на христиан.
Место действия — Древний Рим.
Живший в XIX веке католический кардинал англичанин Николас Патрик Уайзмен получил широкую известность и как писатель.
Это был человек разносторонних знаний и интересов: изучал восточные языки, читал публичные лекции по церковной истории.
В молодые годы Уайзмен учился в Риме — тогда-то и возник его интерес к истории Рима первых веков христианства. С картами в руках он исследовал римские катакомбы, изучал древние предания о христианских мучениках, следил за находками археологов.
Историческая повесть Николаса Уайзмена «Фабиола» рассказывает о времени, когда император Диоклетиан задумал раз и навсегда покончить с христианством. Он начал жестокие преследования христиан на Востоке, а его соправитель Максимиан подхватил их на Западе.
Не сразу перед главной героиней повести Фабиолой открывается истина Евангелия. У молодой знатной римлянки это происходит благодаря встречам с разными людьми, и один из них — офицер преторианской гвардии Себастьян.
Ему не было и тридцати лет, но будущность его была уже обеспечена; он был любимцем обоих императоров, и мог надеяться на самую блестящую карьеру. Одет он был очень скромно, был прост и в обращении; разговор его, серьезный, умный и занимательный, привлекал к нему общество. Все любили говорить с ним, все любили его слушать.
Себастьян был представителем лучшей молодежи того времени. Он славился своею щедростью, благородством, мужеством и добротой. Рядом с ним, будто для контраста, стоял красавец Фульвий, новая звезда римского общества...
Фабиола с большим интересом прислушивается к разговору о зрелищах в Колизее, который ведут за ужином Себастьян и его тайный враг Фульвий.
Себастьян вовсе не считает зрелища, когда женщину, ребенка или безоружного мужчину оставляют на арене один на один с голодными, дикими зверями, благородными. Разве можно их называть «борьбой» и тем более «играми»?
— Стало быть, мы никогда не увидим тебя в амфитеатре, — сказал ласково Фульвий, хотя в звуке его голоса послышалось что-то фальшивое, а в выражении лица появилось лукавство.
— Если ты меня увидишь в амфитеатре, то уверяю тебя, что я буду на стороне беззащитной жертвы, а не на стороне зверей, готовых растерзать ее.
— Славно сказано, Себастьян! — невольно воскликнула Фабиола и захлопала в ладоши.
«Вот это человек! — думает Фабиола после ужина. — Как он не похож на римских молодых людей, по крайней мере, на большинство из них! Он никогда не злословит, не сплетничает, не пьет без меры, как другие, не слоняется с утра до вечера из дома в бани и из бань в сады. Все его слова умны, все его мысли благородны. Как хорошо он говорил нынче за ужином!»
Реальных биографических сведений о Себастьяне сохранилось не много. Он получил образование в Медиолане, как в те времена называли Милан. При императорах Диоклетиане и Максимиане стал начальником преторианской гвардии.
Говоря современным языком, Себастьян сделал хорошую военную карьеру — он возглавлял отряд личных телохранителей императоров.
При этом он и многие его подчиненные были христианами, о чем цезарь не догадывался.
Николас Уайзмен приводит интересный диалог между Себастьяном и его молодым другом Панкратием, тоже христианином. Себастьян ему говорит...
— ...Я буду действовать с величайшей осторожностью до тех пор, пока всякая осторожность не окажется бесполезной. Рано или поздно каждый из нас неминуемо будет открыт, и тогда он обязан быть готов умереть в любую минуту. Ты понял?
— Да. Мужество без тщеславия и решимость умереть без ребяческого желания поскорее проявить свою храбрость — вот истинный подвиг.
Во время начавшихся гонений в Риме двое друзей Себастьяна — братья Марк и Маркеллин — были осуждены на смерть за веру в Христа. Родители, друзья и жёны осуждённых умоляли их отречься от веры и братья уже стали колебаться. Но тут в темницу к осужденным пришел Себастьян и убедил Марка и Маркеллина сохранить верность Христу.
Узники увидели за спиной начальника преторианцев семь ангелов и Светлого Юношу, который благословил Себастьяна, сказав: «Ты всегда будешь со Мною».
Вскоре императору Максимиану донесли — в повести «Фабиола» это делает Фульвий, полная противоположность Себастьяну — что начальник его телохранителей тайно исповедует Христа. Себастьяна даже не пришлось допрашивать. Пока Максимиан читал свиток с доносом, Себастьян сам к нему подошел и сказал спокойно: «Цезарь! Не ищи доказательств. Этот человек говорит правду. Я христианин и горжусь этим».
— Христианин! Начальник внутренней стражи — христианин! — вскричал Максимиан.
— Рассуди хладнокровно, цезарь, — сказал Себастьян, — не боги твои спасли тебя, а верность христианина; он служил тебе честно. Я не способен обманывать и замышлять чью-либо гибель. Да! Ты был в моих руках и, если бы я замышлял что-либо против тебя, то имел бы время и возможность исполнить свои замыслы. Моя религия запрещает вступать в заговоры и козни; она предписывает честно исполнять свои обязанности. Я не изменник. Но выше тебя, цезарь, стоит мой Бог. Дело моей совести и моей веры не имеет ничего общего с моими воинскими обязанностями. Как солдат и слуга твой я ни в чем не виноват перед тобою!
— Гифакс, — сказал Максимиан, — завтра утром, чуть свет, без огласки расстреляй Себастьяна. Он христианин.
На следующий день Себастьяна вывели во внутренний двор дворца, привязали к дереву и расстреляли из луков. Палачи думали, что он мёртв, и оставили одного. По преданию, Себастьяна забрала к себе в дом и выходила вдова-христианка Ирина.
На основе этого предания Николас Уайзмен придумал интригу. В его повести именно Фабиола через свою чернокожую служанку подкупает стрелков-нумидийцев, чтобы они нанесли Себастьяну глубокие, но не смертельные раны и оставили лежать во дворе.
В романе Уайзмена христианка Ирина, вдова римского патриция Катулла, всеми забытая и незаметная, сохранила свою квартиру в одном из задних отделений дворца. Именно здесь Ирина прячет раненого Себастьяна. Узнав о том, что сегодня Максимиан выйдет принимать просителей, Себастьян тайно пробирается во дворец...
На прием к цезарю спешит и Фабиола, предварительно отправив ему дорогие подарки — она надеется похлопотать о Себастьяне, но...
Фабиола взглянула и обомлела: против нее на почерневшую от времени стену дворца уступом выходил балкончик, и на нем, как привидение, стоял бледный, высокий, худой, изможденный страданиями человек, закутанный в плащ. Фабиола мгновенно узнала его. Это был Себастьян! Он стоял гордо и спокойно. На темно-сизой стене отчетливо вырисовывались его золотые волосы, похудевшая фигура, бледное лицо; из-под соскользнувшего с плеч плаща виднелась грудь и руки в окровавленных перевязках...
— Максимиан! — повторил отчетливо и громко Себастьян.
— Кто осмеливается называть меня по имени? — воскликнул тиран, обращаясь к говорившему.
— Я, — ответил Себастьян, — я, спасенный от смерти, чтобы возвестить тебе, что час твой близок! Мера твоих злодейств преисполнилась! Ты обагрил улицы кровью детей Божиих! Ты побросал тела мучеников в волны Тибра! Ты разрушил храмы Бога живого! Ты осквернил алтари Его, расхитил имущества бедных и сирых.... Ты погибнешь насильственной смертью, и Бог пошлет городу Риму и Церкви Своей императора-христианина. Он поклонится кресту, а ему поклонятся Восток и Запад!
События в повести «Фабиола» происходят всего за несколько лет до победы Церкви, когда император Константин объявил христианство законной религией.
Себастьян не дожил до того времени. После публичного обличения императора Максимиана он был убит. Римские христиане похоронили его в катакомбах, которые теперь носят имя Святого Себастьяна, над ними стоит базилика Святого Себастьяна. Здесь не раз бывал и Николас Патрик Уайзмен, автор повести «Фабиола».
В конце XIX века писательница Евгения Тур выпустила свободный пересказ его повести на русском языке под названием «Катакомбы». До революции произведение выдержало более двадцати переизданий и было очень популярным.
Историческая повесть Николаса Уайзмена «Фабиола» и теперь может стать любимым чтением для подростков и юношества.
В ней по-прежнему впечатляют романтизм и героический образ святого мученика Себастьяна.
Все выпуски программы Прообразы
22 октября. О власти, данной Господом христианам

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа апостолам: «Даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам».
О власти, данной Господом христианам — священник Максим Пустовый.
Апостолам и нам с вами дана власть и предоставлена свобода действий пользоваться этой властью и попрать, то есть уничтожить, условных духовных змей и скорпионов, или пренебречь даром и произвольно подчиниться страстям.
Под именем змей святые отцы, конечно же, разумеют начинания греховные, а под именем скорпионов — прикрытые, может быть, наружностью, непорочностью и даже добром, те же самые грехи.
Власть, данная Господом Его семидесяти ученикам и апостолам, дана всем христианам, и мы должны ею пользоваться. Как именно? Посекать именем Иисуса головы, или главы, то есть начальные проявления греха в мыслях, мечтаниях или ощущениях, и уничтожить в себе владычество дьявола над нами, уничтожить всё его влияние на нас, стяжать, то есть приобрести, духовную свободу.
А основанием для этого подвига будет благодать Святого Крещения. Оружием для этого подвига пусть будет моление именем Иисуса Господа, Спаса нашего Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 октября. О почитании Апостола Иакова Алфеева на Руси

Сегодня 22 октября. Церковь чтит память Апостола Иакова Алфеева.
О его почитании на Руси — протоиерей Максим Горожанкин.
Священное предание не сохранило каких-либо точных сведений об апостоле Иакове Алфееве. Но при этом святой апостол почитается глубоко в Православной Церкви и в Русской Православной Церкви, в частности.
Так, в Алатырской епархии, в городе Алатыре, есть храм, посвящённый святому апостолу Иакову Алфееву. Этот храм разделил судьбу многих храмов на Руси. Его священнослужители, его настоятели бывали арестованы, и один из настоятелей, отец Владимир, был осуждён на 10 лет тюремного заключения. Вслед за ним за веру Христову были осуждены и некоторые прихожане этого святого храма. Сам отец Владимир принял мученическую смерть, он был расстрелян.
Но, милостью Божией, в наши дни этот храм восстановлен. Он, как принято говорить, является действующим. В нём совершаются богослужения, совершаются таинства.
И дай Господь, чтобы тот святой апостол, о котором мы мало знаем, знал многое о нас. И в молитвенном предстательстве к нему мы обретали утешение и благодатную помощь.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 октября. О служении Александра Княжевича

Сегодня 22 октября. В этот день в 1792 году родился русский государственный деятель, министр финансов, сенатор Александр Княжевич.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Александр Княжевич — русский государственный деятель, одно время занимавший пост министра финансов с 58 по 59 год XIX столетия, сенатор, член Госсовета.
Что можно сказать об Александре Максимовиче? Человек умеренных взглядов, он избегал крайностей,и поэтому принёс немало пользы России во времена реформ Александра II, отмены крепостного права, сложных вопросов финансов. Он держался умеренности, поддерживая те проекты, которые помогали России оставаться стабильной, и не шёл на риски.
И понимал, что для государства самое главное — умеренность и аккуратность, стабильность, умение избегать тех неоправданных рисков, которые сулят золотые горы, а завершиться могут коллапсом и фиаско.
Но факт остаётся фактом. Если ты оказался на государственной службе, будь созидателем, всегда придерживайся системного подхода. Сам вкладывай свою лепту в служение Отечеству, в том, чтобы, сохраняя сердечный мир, ясность ума и спокойствие души, позитивно влиять на окружающих в наше непростое, турбулентное время.
Все выпуски программы Актуальная тема