
Фото: PxHere
Однажды я услышала, как маленькая девочка задала в храме вопрос: «Откуда взялись молитвы?» «Никто не знает», — ответила ей мама, не догадываясь, что ответ на этот детский вопрос можно найти в Библии и в житиях святых.
Сегодня мы говорим о святителе Прокле Константинопольском и стихотворении Константина Бальмонта «Святый Боже».
Место действия — Константинополь.
Время действия — V-й век по Рождестве Христовом.
Прокл жил в Константинополе и был учеником великого проповедника и богослова святителя Иоанна Златоуста, который рукоположил его в священнический сан.
В 434 году Прокл стал епископом, а вскоре был возведен на патриаршую кафедру Константинополя. Это произошло спустя двадцать семь лет после смерти Иоанна Златоуста, умершего в ссылке. Константинопольская паства любила Патриарха Прокла за его подвижническую жизнь, заботу об обездоленных и за его проповеди.
Благодаря стараниям Патриарха Прокла, в годы правления императора Феодосия Второго, в Константинополь из города Команы (это на территории современной Абхазии) были с почестями перенесены мощи святого Иоанна Златоуста.
Годы управления Церковью святителем Проклом были отмечены ещё одним памятным событием во время разрушительного землетрясения в Византии. Жители Константинополя во главе с Патриархом Проклом служили в храмах молебны о спасении страны от бедствия. Во время одного из крестных ходов во время бури был поднят в воздух мальчик и унесён на такую высоту, где его никто уже не мог видеть. Все думали, что ребёнок погиб, но отрок вскоре был опущен на землю целым и невредимым и рассказал, что видел в вышине Ангелов. Славя Бога, Ангелы красиво и согласно пели: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный».
Патриарх Прокл велел христианам тоже петь это ангельское песнопение, присоединив к нему: «Помилуй нас». И разрушительное землетрясение прекратилось.
Вот как описано это удивительное событие в Константинополе (на Руси столицу Византии называли Царьградом) в стихотворении Константина Бальмонта.
Святый Боже,
Святый Крепкий,
Святый Бессмертный,
Помилуй нас!
Трисвятая
Эта песнь
Душе явилась
в великий час.
Там, в Царьграде,
В час как с Проклом
Толпа молилась,
Земля тряслась.
Отрок юный
Духом чистый
Вознёсся к небу
И слышал глас:
Святый Боже,
Святый Крепкий,
Святый Бессмертный,
Помилуй нас!
Эта молитва дошла до наших дней под названием «Трисвятое» или «Трисвятая песнь», мы привыкли слышать её во время церковных служб.
В середине V века по Рождестве Христовом, при святителе Прокле, молитва «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» прочно вошла в состав богослужений.
Сотни лет назад один благочестивый константинопольский отрок вышел помолиться о спасении страны вместе с взрослыми и побывал на небе.
Вот как представил это поэт Константин Бальмонт.
В небе ангел
Пел с другими,
Сияли хоры,
Горел алмаз.
Юный отрок
Всем поведал.
И песнь ответно
С земли лилась.
Стало тихо,
Чуть пропели.
Земля окрепла
в великий час.
Святый Боже,
Святый Крепкий,
Святый Бессмертный,
Помилуй нас!
Автор стихотворения «Святый Боже» — один из известных поэтов начала XX века, яркий представитель Серебряного века русской поэзии, Константин Дмитриевич Бальмонт.
Трисвятая песнь вдохновила Бальмонта на создание произведения в таком же стихотворном ритме.
А нам важно помнить, что именно святой Прокл Константинопольской прибавил к ангельскому песнопению слова земного прошения к Богу от лица всех христиан: «Помилуй нас!»
Все выпуски программы Прообразы
30 мая. О Церкви Христовой

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе».
О Церкви Христовой — священник Алексий Долгов.
Словами, что нет уже ни иудея, ни язычника, нет раба несвободного, нет мужского пола, ни женского, ибо все вы одно в Иисусе Христе, Господь показывает, что в Новом Завете те представления, которыми жили иудеи, особенно в плане межнациональных и межрелигиозных отношений, не имеют более значения. Иудеи считали, что только они наследуют царство Мессии, потому что являются потомками Авраама, а потому относились к другим народам в высшей степени пренебрежительно. Господь же говорит о том, что отныне к Богу может прийти каждый, вне зависимости от происхождения и пола, и для этого больше нет необходимости принимать иудаизм, обрезание и соблюдать закон Моисея. И хотя мир остается разнообразным по своему общественному устройству, культурным традициям, национальному составу, в новом обществе, Церкви Христовой, отныне не может быть никаких разделений и противопоставлений, потому что все и во всех Христос. Вот почему для Церкви Христовой важно было не происхождение, политические взгляды, непринадлежность к той или иной нации и даже не то, мужчина ты или женщина. Важна была лишь вера во Христа. Именно вера во Христа являлась решающим аргументом для принятия таинства Крещения, которое делало человека членом Церкви, водило его в мистическое единство с другими христианами и с самим Христом. Поэтому умоление или пренебрежение одного из членов Церкви неизбежно отражается на всем богочеловеческом организме, и Церковь всегда с этим боролась и продолжает бороться по сей день.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 мая. О подвиге Преподобной Евфросинии

Сегодня 30 мая. День памяти Преподобной Евфросинии, княгини Московской, в миру Евдокии, отошедшей ко Господу в начале пятнадцатого века.
О её подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
И династические браки бывают счастливыми. Преподобная Ефросиния в миру Евдокия, дочь Суздальского князя Дмитрия Константиновича, с 1367 года была супругой великого князя Московского Димитрия Донского. Их союз был для Руси залогом мира между Москвой и Суздалем. В трудное время был заключен этот брак. Кроме постоянного противостояния внешним врагам, продолжилось кровавое соперничество русских княжеств. Свирепствовала в Москве моровая язва, к этой беде присоединился страшный пожар в Москве, литовский князь Ольгерд осадил Кремль. Юная княгиня непрестанно молилась о родной земле всеми силами. Не прошло и пяти лет замужества, как князь Дмитрий поехал в Орду и вернулся, благодаря молитвам святителя Алексия и преподобного Сергия Радонежского с ярлыком на великое княжение. Большое влияние на духовную жизнь княгини оказали не только святитель Алексий митрополит Московский, и не только преподобный Сергий Радонежский, который крестил одного из сыновей Димитрия и Евдокии, но и преподобный Димитрий Прилуцкий, который крестил других детей этой супружеской пары. Святая княгиня была строительницей храмов. В 1387 году она основала в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь. По ее совету принесли в Москву Владимирскую икону Божией Матери, которая чудесно защитила русскую землю. В тайне княгиня предавалась подвигу поста, под пышными княжескими одеждами носила вериги. По ее указанию написали знаменитый образ архистратига Михаила, ставший впоследствии храмовой иконой Архангельского собора Московского Кремля. Пример преподобный напоминает нам, что и в княжеском дворце можно оказаться святой. И среди трудных перипетий жизни можно найти время для молитвы, поста, подвига. А значит и у нас нет повода сходить с пути спасения, мотивируя это лишь внешними обстоятельствами.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 мая. О цене за место в Царствии Небесном

В 14-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам».
О цене за место в Царствии Небесном — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками на Тайной Вечере всегда вызывала неподдельный интерес у читающих, ведь в ней сконцентрированы важнейшие богословские истины. Какое же место готовит Христос своим ученикам? Конечно, место для учеников уже давно готово, поэтому Господь и говорит: «В доме отца моего обителей много». И до этого сказал: «Буду пить с вами новое вино в Царстве Отца моего». Однако, чтобы ученики Господа и мы с вами попали в это Царство, Христу нужно открыть небо, которое для Адама и Евы и прочих было закрыто. Он должен был принять страдания за весь человеческий род, чтобы наступило Божье прощение. Вместо того, чтобы прямо сказать о том, что совершится через несколько часов после вечери, Спаситель использует художественный прием и говорит: «Я иду приготовить место вам». Какая огромная цена заплачена за это место для нас в Царстве Небесном! А как красиво это место, узнайте у апостола Иоанна Богослова, который подробно описал святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба. Потратьте несколько минут, чтобы прочитать последние две главы Библии, раскрывающие правду о Граде Божьем, которого достигнуть желаю всем вам.
Все выпуски программы Актуальная тема