Однажды в магазине я встретила однокурсницу, с которой не виделась лет двадцать. Мы разговорились прямо посреди торгового зала, забыв про наполненные продуктами тележки. А накануне утром я слегка повздорила с мужем — уже не помню, из-за чего, что-то из серии «милые бранятся — только тешатся». И вот в случайной беседе с однокурсницей я вдруг раздула из крошечной мухи весьма живописного слона. Самого близкого человека я неожиданно повернула перед чужим любопытством какой-то гипертрофированно неприглядной стороной. И не просто вынесла сор из избы — но и сама сотворила, выдумала зачем-то этот сор. Язык мой — враг мой...
Выйдя из магазина, ощутила жгучее чувство вины. Мир будто померк, ведь я теперь — предатель. Ах, если бы возможно было поставить время на обратную перемотку! Да я бы ни слова плохого ни о ком не сказала, а уж о муже — тем более. А сейчас что делать? Вина была настолько тяжёлой, что необходимо было действовать немедленно, ведь жить в этом чувстве просто физически невозможно, и ноги буквально не шли. Я поставила сумки на асфальт. Вынула смартфон. Но... Звонить мужу и каяться? Он, конечно, простит, но каково ему будет сейчас выслушивать мою исповедь? Да и вряд ли подниму я ему настроение таким звонком посреди рабочего дня... Я засунула смартфон обратно в карман. Стою, дышу глубоко и соображаю. В храм бы на исповедь, да ведь я не в сказке, где можно зажмуриться, а потом — раз, два, три! — открыть глаза уже перед аналоем. А вина — что камень на шее, тащить не могу.
И тогда я просто посмотрела куда-то поверх голов, поверх людей и машин, не ища конкретной точки в мутноватом городском небе, и заговорила с Богом. Я рассказала Ему всё. Повинилась, слова нашлись. И сильно-сильно попросила простить меня за плохое поведение. И ещё прочитала молитву «Отче наш». Да, Господь видит и знает каждого изнутри, и, быть может, кому-то покажется странным вот так всё Ему проговаривать. Да и расценивать солнце, что появилось вдруг среди плотных облаков, как добрый знак и ответ — тоже наивно. Но облегчение наступило — разом, одномоментно, явственно.
Конечно, я рассказала потом всё это священнику на исповеди. И мужу рассказала — ну какие могут быть тайны! А себе отлоложила этот случай в копилочку опыта: Господь действительно очень близко — каждую секунду, и когда действительно нужно поговорить с Ним, вот прямо сейчас, немедленно, — говори! Ведь наша жизнь протекает не отдельно от Бога, Он не просто наблюдает — Он слышит...
Но вот ещё что важно: разве же это я первой заговорила, глядя в небеса? Сначала заговорила во мне — совесть. А это, как известно, голос Бога. Святой Феофан Затворник так и сформулировал: «Совесть — голос Бога в душе, блюститель закона, естественные скрижали завета Божия». Значит, первым заговорил — Бог. Со мною, нарушившей Его закон — закон любви. Призвал к покаянию, а когда случилось вот это «Я больше так не буду, я постараюсь не...» — сразу и улыбнулся солнцем, и облегчил душу мою, ведь Он Сам — любовь.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 98. Богослужебные чтения
Шуточное пожелание: «Пусть у нас всё будет, и за это нам ничего не будет!» — как и многие другие шутки, содержит в себе вполне конкретное, смысловое ядро. В данном случае — инфантильное. Желание владеть и не нести ответственности. О верном отношении к жизни и обязательствам повествует псалом 98-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения.
Псалом 98.
1 Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на херувимах: да трясётся земля!
2 Господь на Сионе велик, и высок Он над всеми народами.
3 Да славят великое и страшное имя Твоё: свято оно!
4 И могущество царя любит суд. Ты утвердил справедливость; суд и правду Ты совершил в Иакове.
5 Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!
6 Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его взывали к Господу, и Он внимал им.
7 В столпе облачном говорил Он к ним; они хранили Его заповеди и устав, который Он дал им.
8 Господи, Боже наш! Ты внимал им; Ты был для них Богом прощающим и наказывающим за дела их.
9 Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь на святой горе Его, ибо свят Господь, Бог наш.
Псалом 98-й обычно приписывается царю Давиду. Хотя существует мнение, что автор гимна жил значительно позже — в эпоху Вавилонского плена. То есть примерно в шестом веке до Рождества Христова. Это, на самом деле, не так уж и важно. Потому что содержание псалма само по себе (без какой-либо привязки к автору) имеет большую духовную ценность. Заключается она, прежде всего, в правильной расстановке акцентов — важной для понимания устройства мира, положения человека в окружающей его реальности.
Начинается псалом с констатации величия Божия. Автор гимна пишет: «Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на Херувимах: да трясётся земля! Господь на Сионе велик, и высок Он над всеми народами. Да славят великое и страшное имя Твоё: свято оно!» Псалмопевец призывает своих сначала слушателей, затем читателей признать величие Божие, подчиниться Его заповедям и через это обрести мир и возможность верно принимать те или иные решения.
Именно в благочестивом следовании воле Божией псалмопевец и видит залог светлой и мирной жизни, а также источник настоящей мудрости, позволяющей нам верно распоряжаться способностями, которыми нас Бог наделил. Автор гимна, в частности, пишет: «И могущество царя любит суд. Ты утвердил справедливость; суд и правду Ты совершил в Иакове». Правитель сможет только тогда верно использовать власть, когда он подчиняет себя заповедям Божиим. Через терпеливое и преданное служение воле Господней человек оказывается способен найти радость бытия. Вот почему здесь вспоминается ветхозаветный патриарх Иаков. Он терпеливо трудился много лет, чтобы, наконец, жениться на своей возлюбленной — Рахили — и был за своё терпение Богом вознаграждён.
Приводит псалмопевец и другие примеры из Ветхого Завета. Он пишет, в частности: «Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его взывали к Господу, и Он внимал им. В столпе облачном говорил Он к ним; они хранили Его заповеди и устав, который Он дал им». Моисей и Аарон, слушая Бога, смогли освободить народ еврейский от египетского рабства. При пророке Самуиле, последнем судье (то есть вожде) израильском, древние евреи успешно противостояли и внутренним, и внешним угрозам. И всё потому, что и Моисей, и Аарон, и Самуил не себе служили, а Господу Богу.
И автор псалма просит Творца и теперь не отворачиваться от верных Ему людей. И мы слышим такие проникновенные слова: «Господи, Боже наш! Ты внимал им; Ты был для них Богом прощающим и наказывающим за дела их. Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь на святой горе Его, ибо свят Господь, Бог наш». Псалмопевец призывает своих слушателей и читателей подражать добрым примерам из прошлого — служить Богу честно и трудолюбиво. И не поддаваться инфантильным мечтаниям о том, как бы всё иметь и за это, так сказать, «по шапке» не получить. Не к тому должен стремиться человек. Цель его жизни должна состоять не в безумном стяжании и не в (не менее безумном) властолюбии, а в любящем служении Богу и людям. Только такое служение и может принести нам настоящее счастье от Господа.
Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
2 Сол., 276 зач., II, 13 - III, 5.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В эпоху стремительно меняющегося мира у общества возникает запрос и на изменение Церкви. Мы всё чаще и чаще видим как основанные на церковном предании слова православных проповедников становятся вызовом для наших современников, эти слова не понимают и не принимают, а над самими проповедниками смеются, переходя иной раз в откровенное глумление. Но может ли Церковь устами духовенства начать говорить то, что от нас жаждет услышать современное общество? Или же у нас есть некоторые ограничения, не позволяющие пойти по этому пути? Ответ на эти вопросы даёт апостол Павел в отрывке из 2-й и 3-й глав своего Второго послания к Фессалоникийцам. Этот отрывок звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 2.
13 Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению,
14 к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.
15 Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.
16 Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати,
17 да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом.
Глава 3.
1 Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас,
2 и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера.
3 Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого.
4 Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем.
5 Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.
В только что прозвучавшем отрывке апостольского послания есть те слова, которые навсегда определили отношение Церкви к вызовам современности, и звучат эти слова так: «Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15). Да, эти слова были написаны по совершенно конкретному поводу и конкретным людям, но с самых первых лет существования Христовой Церкви было замечено, что находятся люди, которые тем или иным образом пытаются исказить апостольское учение. Если же так было в первые десятилетия исторического бытия Церкви, то нет ничего удивительного в том, что и дальше — вплоть до Второго Пришествия Христова — эти попытки будут продолжаться. А потому слова апостола Павла — это не частная рекомендация давно умершим людям, это заповедь для всей Церкви на все времена.
Впрочем, не стоит думать, что «держаться предания» состоит лишь в том, чтобы повторять давно и не нами произнесённые слова, вовсе нет, «держаться предания» — это значительно более широкое понятие, и оно означает осмысление актуальных проблем через призму апостольского учения, что, конечно же, предполагает хорошее знакомство с этим самым учением.
Сначала мы изучаем апостольские мысли, которые по своей сути мысли Христовы, а потом мы пытаемся адаптировать их к нашей реальности и её вызовам. Здесь стоит помнить, что вне зависимости от обстоятельств эпохи, в которую довелось жить христианам, Христовы заповеди будут неизменными. Да, может меняться их осмысление, но оно не может выходить за рамки начертанного апостолами и их преемниками. То, что апостолы считали злом, будем считать злом и мы, и нам совершенно неважно, каково мнение окружающего нас мира, ведь мир своё мнение меняет очень часто, и если бы не апостольское предание, то он бы уже давно перестал отличать добро от зла.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь тем, кто перенёс инсульт
Фонд борьбы с инсультом ОРБИ уже 15 лет работает над тем, чтобы в России случаев инсульта становилось меньше, а люди, которые с ним столкнулись, получали всю необходимую помощь.
Юрий Сахненко из Краснодара — любящий муж и отец, мастер на все руки, тот, кто умеет создать уют и поддержать близких. Когда его жене поставили онкологический диагноз, Юрий стал для неё крепкой опорой: окружил заботой и не давал упасть духом. Но однажды и ему самому понадобилась поддержка. Чуть меньше года назад у мужчины случился инсульт, и он лишился возможности двигаться и говорить.

Благодаря помощи фонда ОРБИ семье удалось собрать средства и оплатить реабилитацию для Юрия. Сейчас он уже самостоятельно перемещается в кровати и присаживается. И что особенно радует мужчину — снова может общаться с родными! У него появилась надежда на восстановление.
Для тех, кто также, как и Юрий, нуждается в поддержке, у фонда ОРБИ действует программа «Адресная помощь». Если вашим близким необходима реабилитация после инсульта, вы можете оставить заявку на сайте orbifond.ru.
Там же есть возможность помочь тем, кто прямо сейчас борется с последствиями инсульта. Ваше участие подарит людям шанс вернуться к полноценной жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











