Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Итак, сегодня в нашем очередном турне выходного дня — старинный Саратов! Мы в художественном музее имени Александра Радищева! На чём здесь ты посоветуешь мне акцентировать внимание, мой бессменный спутник и экскурсовод, Андрей Борисович?
— О, в Саратовской картинной галерее богатейшая экспозиция! Одна только коллекция работ Бориса Кустодиева чего стоит! Вот, например, взгляни, Саша — полотно «Троицын день». Такое яркое, что мимо пройти невозможно. И очень богатое по содержанию!
— И впрямь, не оторвать взгляд! Художник в подробностях изобразил народные гулянья на залитой солнцем полянке в парке. Нарядные горожане катаются на лошадях, неспешно шествуют по дорожкам, беседуют на скамейках. Уличные торговцы продают букеты сирени, сладкую выпечку.
— А разворачивается действие на фоне величественных церквей. В одних праздничная служба уже закончилась, в других богослужение ещё продолжается. Так, справа на картине можно разглядеть крестный ход — православные с хоругвями идут вокруг храма.
— Словно корабль с парусами плывёт в зелёном море. И трава, и листва на деревьях такие яркие, свежие, густые!
— Троица же! Праздник переходящий, он приходится на пятидесятый день после Пасхи, и выпадает на конец мая — середину июня. В это время зелень нежная, сочная, ещё не запылённая.
— Интересно, а в том году, когда Кустодиев писал картину, какого числа Троицу праздновали?
— Это 1920-ый. Можно уточнить в интернете дату праздника. Сейчас найду, погоди. Вот, пожалуйста, Троица 30 мая. Только эта подробность не так уж и важна.
— Почему?
— Потому что Борис Кустодиев показал образ торжества. Картина не репортажная. В 1920 году Троицу встречали не в таком безмятежном антураже, как представлено на полотне. Это время гонений на Церковь. Крестные ходы тогда были сродни подвигу исповедничества.
— Получается, и художник к этому подвигу причастен. Он решился писать картину «Троицын день» в безбожное лихолетье. Да ещё и показал христианский праздник таким светлым, народ — ликующим. Мог бы и поплатиться за это!
— Да, в создании полотна проявились цельность и мужество Бориса Кустодиева. И дело не только в угрозе преследования за веру. Из-за опухоли спинного мозга художник уже много лет был прикован к постели. Писал полулёжа, мучаясь от боли. Стоит ещё вспомнить, что в стране царила разруха, есть было нечего. Кустодиевы, как и все вокруг, голодали.
— Страдая, изображать счастливое время! Это бегство от реальности?
— Скорее, утверждение надежды, что бедствие, которое учинили в России большевики — временное. Недаром художник посвятил свою картину празднованию Троицы.
— Это имеет значение?
— Конечно! Вспомни содержание торжества. На пятидесятый день после Воскресения Христова на апостолов сошёл Святой Дух в виде горящих, но не обжигающих языков пламени. Это событие считается началом Церкви, которую, по слову Христа, врата ада не одолеют.
— А значит, никакие безбожники не отнимут радости у верующих.
Мне кажется, именно это чаяние вложил Борис Кустодиев в картину «Троицын день». Она о празднике, которому нет конца.
Картину Бориса Кустодиева «Троицын день» можно увидеть в Саратовском государственном художественном музее имени Александра Радищев
Все выпуски программы: Краски России
20 апреля. Пасхальное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к пастве Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием, в котором поздравил верующих с Победой Христа над смертью.
Христос Воскресе! Этими исполненными духовной силы словами, сердечно приветствую всех вас и поздравляю с великим праздником Святой Пасхи! Всей радостный и особо значимый для каждого христианина день мы свидетельствуем о любви Божией к людям, о торжестве жизни, о Победе Христа над смертью. В отличие от побед, достигаемых людьми, которые кого-то могут радовать, а кого-то и огорчать, Христова Победа универсальна. Она не разделяет, объединяет. Ее плоды доступны всем и каждому. Более того, на протяжении двух тысячелетий именно она остается неиссякаемым источником сил для миллионов последователей Христа, вдохновляя их на труды и подвиги, ободряя и укрепляя в испытаниях. Мы христиане 21 века также являемся наследниками и причастниками этой Великой Победы. Она не только основа нашей веры, но и уверенности в конечном торжестве добра над злом. Мы призваны быть соработниками Бога в преображении мира, разделять ответственность за его будущее, вносить свой вклад в созидание достойной жизни. Как этого достичь? Ответ нам дает Священное Писание через веру, действующую любовью. Творя добрые дела, сочувствуя и помогая ближним, нося немощи друг друга, снисходя друг ко другу любовью и стараясь сохранить единство Духа в союзе мира, как к тому призывает апостол Павел, мы действительно можем многое изменить к лучшему, не только в самих себе, но и вокруг нас. Даже самые малые усилия, скромные лепты не потеряют ценности в очах Божьих. Если мы, руководствуясь Евангельскими Заповедями, будем трудиться ради пользы ближних наших. Пусть ваши сердца наполнится немеркнущим светом Воскресения Христова, неисчерпаемым источником, вдохновляющим на деятельную любовь. Обнимите родных и близких, поздравьте их с праздником, поддержите тех, кто нуждается в вашей помощи и в вашем участии, дабы и они могли ощутить созидающую и преображающую силу Пасхальной радости. Будем молиться и трудиться, чтобы и на просторах исторической Руси установился справедливый и прочный мир, и чтобы никакие силы не смогли разрушить духовного единства народа, обретшего благодать в Киевской купели Крещения. Откликаясь на зов Божий и становясь великодушными, мы действительно можем иметь подлинную радость бытия и полноту жизни во Христе. Это и будет залогом нашего счастья здесь на земле и спасительного пребывания с источником жизни Богом в Его Вечном Царстве. С праздником всех Вас! С Воскресением Христовым!
Все выпуски программы Актуальная тема
20 апреля. О переживании Пасхи

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
О переживании Пасхи — протоиерей Максим Горожанкин.
Все мы православные христиане в своем переживании Пасхи Христовой ориентируемся на богослужебные тексты и на Жития Святых. Мне приходит на память то, как преподобный Серафим Саровский переживал Пасху. Каждому приходящему к нему, батюшка Серафим говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!». И братия в тот день, когда преподобный отходил ко Господу слышала, что иеромонах Серафим в своей келье пел пасхальные стихиры. Вся жизнь батюшки Серафима была проникнута ощущением Пасхи. И дай Господь, чтобы и наша жизнь, и в этот день, и всегда была проникнута ощущением Воскресения Христова! Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема
21 апреля. О святителе Келестине Первом

Сегодня 21 апреля. День памяти Святителя Келестина или Целистина Первого, римского папы, жившего в пятом веке и боровшегося с ересью Нестория.
Об этой ереси рассказывает игумен Назарий Рыпин.
Ересь Нестория это была такая очень большая язва на теле церкви. Потому что он ниспровергал божественность Христа. Он учил о том, что разделяется божественной природы и человеческой природы Христа, якобы они соединены неким благодатным способом, но нет этой ипостасной связи, то есть это не одна ипостась. Соответственно, он уничижал Богородицу, называя, что по сути, она Христародится, а не Богородица, потому что Сына Божия, она якобы не рождала. А что совершенно ниспровергает христианство, потому что прекрасно сказал святитель Василий Великий, что «не воспринято, то и неуврачевано». То есть, соответственно, если Христос не воспринял всю полноту человеческой природы на себе, то человеческая природа осталась неисцеленной и неуврачеванной. Ну и, соответственно, нет искупительного подвига Христа, который он как человек совершил добровольно покорив свою волю, волю Небесного Отца, и, соответственно, не послушание Адама неуврачевано совершенным послушанием Христа. Поэтому эта ересь была осуждена и отвергнута Церковью. Ну, очень часто римская Церковь, находясь в отдалении от всех волнующих восточных церковь ересей, тем не менее высказывала очень четкую позицию православную по тем или иным ложным вероучениям и положительным учению церкви, прежде всего. И в том числе Папа Римский Целестин или Келестин по разному можно произносить, он как раз своими посланиями утвердил Вселенскую Церковь в том, что Римская Церковь верует православно и ересь Нестория никаким образом не поддерживает.
Все выпуски программы Актуальная тема