Мы называем Бога нашим Небесным Отцом. Он наш Родитель, а мы Его дети. Однажды я ощутил это особенно ярко. Когда обнаружил, что отношения с Богом проходят кризисы, похожи на те, что бывают в отношениях земных отцов и детей.
Младенец нуждается в родителях абсолютно. Его носят на руках, кормят с ложки, помогают делать первые шаги. Так же и с Отцом Небесным. Когда я только уверовал, только пришел в церковь, так же нуждался в постоянной поддержке, помощи, когда осваивал первые молитвы, впервые исповедовался, впервые оказался на службе, ничего не понимая из происходящего. Господь посылал мне людей, на которых я мог опереться. И, конечно, я у Него выпрашивал подарки. И Он дарил, как дарят детям родители, балуя.
Спустя годы, повзрослев дети начинают искать самостоятельности, независимости, начинают тяготиться опекой родителей. Что-то похожее стало происходить и в моем общении с Богом спустя несколько лет после моего воцерковления. Произошло некое охлаждение с моей стороны. Я чувствовал, что устал от всего. Не хотелось ни приходить на литургию, ни вообще молиться, ни-че-го. И объяло страшное чувство отдаления от Бога. Что же это?
В отношениях с родителям наступает момент, когда молодой человек хочет жить самостоятельно. Вроде, уже не нужна ни защита отца, ни опека матери. Он уходит днём, приходит вечером. В ответ на пожелания родителей: «Ну хоть бы что-то рассказал о своей жизни!» — только отмашки. Не торопится делиться.
Не похоже ли это на отношение к молитвам в этот период взросления? Дескать, Боже, сам тут разберусь.
И чем дальше, тем больше засасывает юношеская жизнь, своя, независимая. Учёба, работа, личная жизнь, когда тут успевать обращать внимание на родителей? Дай Бог, позвонишь поздравить с праздниками и дежурно отчитаться, что всё нормально.
Это — этап кризиса в отношениях, когда старые схемы уже не работают, а новые ещё не сформировались.
Так у меня было и с Богом. Помню, хватало сил только, чтобы сказать: «Господи, благослови на сон», встав перед иконами, или уже лёжа в кровати.
Когда начинается взрослые отношения с родителями? Думаю, в момент осознания, что в них, в родителях, нет физической потребности, как у младенцев. Мы не зависим от них и можем, при желании, уйти, не видеть их больше. Мы можем уйти и от Бога во время кризиса. Он нас не держит. Вроде, и свобода, и холод внутри.
Из того состояния мне помогло выйти осознание, что можно выстроить с Богом другие отношения. Он перестал быть для меня родителем, который смотрит за каждым шагом, у Которого нужно выпрашивать игрушки.
Я ощутил, что взрослые отношения с Богом, как и с родителями, начинается тогда, когда меньше просишь, а больше приглашаешь в свою жизнь. Делишь с Ним радости и печали. Общение становится простым, понятным.
Звоню родителям: «Мам, пап, как дела? Приходите в гости, чаю попьём с тортиком». И мы сидим вместе за столом. И нам хорошо просто от пребывания рядом с близкими людьми.
Так же мы можем призывать и Бога в свои бытовые радости, делиться всем, что дорого, быть с Господом рядом, просто потому что сердце Его любит.
Автор: Егор Назаренко
Все выпуски программы Частное мнение
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











