
Апостол Павел
Флп., 240 зач., II, 5-11.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Любая религия призывает своих последователей подражать в жизни тому, кто считается основателем традиции веры. Христианская религия указывает верующим на образ Христа. Чем же мы с вами можем быть похожи на Него? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2 главы послания апостола Павла к Филиппийцам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Только что прозвучавший отрывок — это один из древнехристианских гимнов, посвященных воплощению Бога. Творец мира, Владыка Вселенной, как говорит сегодня апостол, «не почитал хищением быть равным Богу». То есть, хотя Иисус Христос был Богом по Своей природе, Он не держался за Своё равенство с Божественным Отцом. Но, исполняя Его волю, стал простым человеком. И каким человеком! Не царем, не знатным благородным вельможей, но простолюдином, практически рабом. Он всецело погрузился в человеческую жизнь, исполненную тягот и скорбей.
При этом в каждое мгновение своего земного пути Христос оставался Тем Самым Богом, Который сотворил все видимое и невидимое. Он добровольно отказался использовать Свою Божественную власть и силу. Он сознательно ограничивал Себя. Вплоть до того, что принял мучительную смерть на кресте и спустился туда, где Бога не могло быть по определению. В то место, дорога в которое была открыта только смертным — в самые глубины ада.
Это крайняя точка самоуничижения и самоотречения Творца. Для того, чтобы указать на это состояние Божества, православные богословы используют слово кЕносис, то есть умаление, истощание. Нужно стать очень маленьким и незначительным, чтобы проникнуть в мир забвения и теней. И Господь стал таким маленьким и незначительным. Как всякий из нас. Свт. Григорий Нисский называет поэтому Бога хитрецом. Он перехитрил смерть, которая думала, что поглотила еще одну душу праведника, но в итоге оказалось, что это была наживка. Под видом человека в ее царство проник Сам Бог. Смерть не выдержала славы Божества. Не смогла её переварить и подавилась. Благодаря смирению Христа, ад был разрушен изнутри.
Образ жизни и действий Спасителя — образец для каждого из нас. Не случайно апостол начинает сегодня с призыва: «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе». У всякого человека есть своё персональное темное место. Мы носим его в собственной душе. Это те состояния, которые мучают нас и от которых мы не можем избавиться так долго, сколько себя помним. Это всё то, что заставляет нас чувствовать себя одинокими, покинутыми, отверженными. От этой сердечной боли и неудовлетворённости происходит всякая разновидность зла в нашей личной жизни и в окружающем нас мире. Чтобы выйти из этого темного места, Господь и призывает нас пройти тем путём, которым Он Сам некогда прошел. Поставить во главу угла своей жизни поиск и исполнение воли Бога. То есть, сосредоточить все свои силы на исполнении Евангельских заповедей. На служении ради Христа тем людям, которые нас окружают. Очевидно, что этот путь пролегает через земли незначительности и умаления. Однако лишь тот, кто, ограничивая свои собственные «хочу», начнёт движение в этом направлении, будет подобно Спасителю превознесен Небесным Отцом, и уже при своей жизни увидит свет Его Небесного Царства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
5 июля. О Христе как Спасителе

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «К Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных».
О Христе как Спасителе — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В обычной жизни люди могут помогать друг другу: например, кто-то несет тяжёлый груз, другой готов оказать ему поддержку. Нечто подобное происходит и в духовной жизни. Господь, видя неспособность справиться с грехами и их последствиями, помогает нам, берёт этот греховный груз на себя.
Так об этом сказал пророк Исаия: «Он взял на себя наши немощи и понёс наши болезни. Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего было на нём, и ранами его мы исцелились». Хочу заметить два момента.
Во-первых, Господь помогает нам освободиться от греха не без нашего участия. Он не просто изглаживает наши грехи, мол, захотел и сделал, а только при осознании нами сделанного поступка и деятельном покаянии. Во-вторых, мы должны понять, какая высокая цена заплачена за освобождение нас от грехов. Давайте постигнем эти слова пророка: «Ранами его мы исцелились». То есть, чтобы нам быть свободными от рабства греха и духовно здоровыми, Богочеловеку пришлось отдать свою жизнь за нас.
Такая высокая цена заплачена за наше бессмертие. Осознаем бесконечную любовь Бога и ответим на неё чистотой помыслов и дел.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 июля. О святости и отречении от греха

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем».
О святости и отречении от греха — архимандрит Силуан (Пасенко).
«Вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же— для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем». В этих словах запечатлена принципиальная невозможность, точнее, неприемлемость грешить —настолько, насколько это невозможно для мертвеца.
Святой богослов V века Феодорит, епископ Кирскийтак замечал: разве кто-то видел, чтобы покойник осквернил чужое ложе или обагрил руки кровью? Так же и христианин: его словно больше нет для зла. Он не позволяет себе быть орудием дьявола ни в делах, ни в поступках.
Это состояние называется святостью. Оно является буквальным исполнением заповеди подавления Богу:«Будьте святы, как Я». Без этого условия самоотречения, отчуждения от греха, невозможно вступить в вечность, потому что там нет места для порока.
Поэтому так категоричен образ святости: словно тебя больше нет для этого мира или зла. Эти слова читаются в самом начале церковного пути христианина — при крещении, как главное наставление на его грядущую жизнь в Святой Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 июля. О подвиге Евсевия Самосатского

Сегодня 5 июля. День памяти Священномученика Евсевия Самосатского, жившего в четвёртом веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Евсевий Самосатский — героический святой IV века, епископ и борец с арианской ересью в эпоху, когда после Никейского собора власть в Римской империи перешла к сыновьям Константина Великого, которые открыто боролись с православием и поддерживали арианство. Время подвига Евсевия — 60-е и 70-е годы IV века.
Евсевий отказался передать царю Констанциютекст с постановлениями Антиохийского собора, где говорилось об избрании другого великого отца церкви, святого Мелетия, на эту апостольскую кафедру. Документ нужен был еретикам, чтобы отменить избрание.
Он был другом и собеседником Григория Богослова и Василия Великого. С последним вёл переписку, поддерживал его избрание на Кесарийскую Каппадокийскую кафедру.
Под видом воинского чиновника святой Евсевийобошёл Сирию, Финикию и Палестину, где рукополагал православных в священный сан.
С воцарением благочестивого императора Феодосия Великого Евсевий вернулся в свою епархию в сирийский город Самосаты. Именно тогда в соседнем селении одна из фанатичных женщин, сторонниц арианской ереси, бросила с городской стены кусок черепицы ему на голову. От тяжелейшего ранения святой скончался.
Жизнь его — удивительный пример библейского бесстрашия. Его кончина — свидетельство того, что мученичество — это дар Божий и может ждать христианина в любые, даже кажущиеся безопасными, времена.
Все выпуски программы Актуальная тема