
Нина Юркова
Однажды, в день памяти Святителя Николая Чудотворца, я молилась подле его иконы в Донском монастыре. И не подозревала, что через 2 недели отправлюсь вместе с мамой в крестный ход в его честь.
Он называется Великорецким — по месту обретения иконы Святого Николая Чудотворца. Самый древний крестный ход России. Уже пошёл 7-ой век, как ежегодно икона Святителя Николая с крестным ходом возвращается из Вятки, ныне — города Кирова, в село Великорецкое. Идет крестный ход долго — три дня от Кирова до Великорецкого, и столько же — назад в монастырь, чтобы вернуть икону обратно.
Примечательно, что традиция эта не прервалась в годы советской власти. Люди верили, люди шли... Власть запрещала, преследовала, ссылала за это в лагеря. А богомольцы шли и шли. Когда я узнала об этом, мне вспомнились слова апостола Павла: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?»
Трудно объяснить причины, по которым я пошла — их, будто, и не было. Просто обстоятельства сложились внезапно так, что отпуск начался на две недели раньше. Я посчитала это знаком — надо сопроводить в пути маму, которая очень хотела пройти Великорецким крестным ходом. И мне самой это надо. Зачем — не знаю. Но надо. Внутренняя убеждённость такая. И вот я одним днём собралась, купила билеты, и выдвинулась в Киров.
Утро первого дня выдалось солнечным, радостным. Отслужили Литургию, потом молебен в Успенском Трифоновом монастыре. Я жадно вглядывалась в лица многочисленных паломников, и удивлялась, какими они были удивительными — будто ожившие герои Шмелевского «Лета Господня». Начался ход. Бабушки позади меня запели:
«Крестный ход идёт, крестный ход идёт
Впереди Господь — Крест Любви несёт
А за ним идёт Богородица:
За своих детей слезно молится!»
А ведь так и есть — подумала я. Вот какой Подвиг. Вот какая нам честь: сопроводить Его, Господа, в этом пути.
Если браться в подробностях описывать все три дня, то можно написать книгу. Были и службы в храмах заброшенных деревень,и дни, в которые идти приходилось от рассвета до заката, вытаскивая друг друга из непролазной грязи размытых полевых дорог, и поддержка от жителей окрестных сел, которые выстраивались на дороге с гостинцами, одаривая паломников, и промыслительные встречи с людьми, которых мы с мамой успели прозвать Ангелами Хранителями за то бесчисленное количество раз, что они нас в пути выручали!
Но вот — самое главное, что я поняла:
Крестный ход — это возможность побыть очень близко с Богом. Часто у нас, заваленных работой, и мирскими хлопотами, такое бывает?
Крестный ход — это еще и встреча с собой настоящим: своими слабостями, страстишками, к которым привык и не замечаешь. Это возможность увидеть себя, сделать выводы, и начать работу над исправлением души.
Крестный ход — это возможность увидеть таких людей, такую силу веры и духа, какой у самой нет, и не факт, что будет.
Три дня мы шли и шли, образно повторяя Крестный Путь нашего Господа на Голгофу. Шли, и я думала: много веков назад, когда Его судили, один из иудейских первосвященников сказал о Христе: «если Его учение ложно, после смерти о Нём забудут».
Мы не забыли, Господи. Мы помним. Вспомни и Ты нас, когда придёт время!
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 78. Богослужебные чтения

Среди псалмов иногда встречаются не только хвалебные, молитвенные, радостные — но и пропитанные горечью и острой болью. 78-й псалом, который сегодня мы слышим за богослужением в православных храмах — именно такой. Давайте послушаем.
Псалом 78.
Псалом Асафа.
1 Боже! язычники пришли в наследие Твоё, осквернили святой храм Твой, Иерусалим превратили в развалины;
2 трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела святых Твоих — зверям земным;
3 пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их.
4 Мы сделались посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас.
5 Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь?
6 Пролей гнев Твой на народы, которые не знают Тебя, и на царства, которые имени Твоего не призывают,
7 ибо они пожрали Иакова и жилище его опустошили.
8 Не помяни нам грехов наших предков; скоро да предварят нас щедроты Твои, ибо мы весьма истощены.
9 Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего; избавь нас и прости нам грехи наши ради имени Твоего.
10 Для чего язычникам говорить: «где Бог их?» Да сделается известным между язычниками пред глазами нашими отмщение за пролитую кровь рабов Твоих.
11 Да придёт пред лицо Твоё стенание узника; могуществом мышцы Твоей сохрани обречённых на смерть.
12 Семикратно возврати соседям нашим в недро их поношение, которым они Тебя, Господи, поносили.
13 А мы, народ Твой и Твоей пажити овцы, вечно будем славить Тебя и в род и род возвещать хвалу Тебе.
Псалом, который мы только что слышали, своего рода «словесный памятник» величайшей трагедии еврейского народа — а именно разрушению Иерусалима и Храма войсками вавилонского царя Навуходоносора в 586 г. до Р.Х. Храм, великолепию которого дивились все соседние народы, храм, который считался одним из чудес света — а для самих евреев был видимым знаком благоволения Самого Господа Бога, — лежал в руинах, вокруг — множество разлагающихся трупов, которых некому было предать земле, в воздухе витала гарь сожжённых святынь — и застывший крик уводимых в плен.
Именно этот недоуменный крик боли от всего произошедшего и был выражен в псалме, который по литературному жанру относится к так называемым «общинным плачам» или «песнопениям-стенаниям». Здесь переплетаются и жалоба на разорение, на попрание святынь, на позор перед окружающими языческими народами; и призыв к Богу о воздаянии врагам, и мольба о прощении грехов самого еврейского народа, и обещание быть верными заключённому с Богом завету. Псалом очень точно отражает своего рода «композицию бытия» — где всё находится очень близко друг с другом: и вера, и предательство, и боль, и радость, и неизбежность наказания за грех — и непонятная милость и прощение там, где, казалось бы, гнева свыше уже не избежать.
Но главное, к чему подводит автор псалма, — это риторический вопрос, как бы обращённый к Небесам, ввысь: «Для чего язычникам говорить: «где Бог их?» Этими словами происходит своего рода перенос проблемы от самих страдающих евреев в совершенно другую плоскость: мы-то ладно, земнородные человеки, по делам нам получаем возмездие, но Ты-то, Господи, Ты-то не заслужил глумления! Почему же Ты — бездействуешь? Ведь если Ты не проявишь Свою силу явным образом — то у язычников будет повод и дальше насмехаться над Тобой и нашей верой Тебе!
Когда боль народа не замыкается на себе самой, не становится источником не знающего конца и края саможаления — а превращается в вопль к Небесам — можно не сомневаться: ответ точно будет получен — и народ вернётся на свою землю, и храм — тоже будет восстановлен ещё в более потрясающем виде!..
Псалом 15. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 15. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 78. На струнах Псалтири
1 Боже! язычники пришли в наследие Твое, осквернили святый храм Твой, Иерусалим превратили в развалины;
2 трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела святых Твоих - зверям земным;
3 пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их.
4 Мы сделались посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас.
5 Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь?
6 Пролей гнев Твой на народы, которые не знают Тебя, и на царства, которые имени Твоего не призывают,
7 ибо они пожрали Иакова и жилище его опустошили.
8 Не помяни нам грехов наших предков; скоро да предварят нас щедроты Твои, ибо мы весьма истощены.
9 Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего; избавь нас и прости нам грехи наши ради имени Твоего.
10 Для чего язычникам говорить: "где Бог их?" Да сделается известным между язычниками пред глазами нашими отмщение за пролитую кровь рабов Твоих.
11 Да придет пред лице Твое стенание узника; могуществом мышцы Твоей сохрани обреченных на смерть.
12 Семикратно возврати соседям нашим в недро их поношение, которым они Тебя, Господи, поносили.
13 А мы, народ Твой и Твоей пажити овцы, вечно будем славить Тебя и в род и род возвещать хвалу Тебе.
«К сестрёнке в гости»

Фото: Андрей / Pexels
В детские годы Денис и Даша, двоюродные брат и сестра, были очень дружны, а потом их, как говорится, жизнь разметала. Денис трудился в столичной компьютерной фирме, снимал крохотную квартирку рядом с работой, а Даша поселилась в далёком северном селе, стала женой священника, родила троих детей... Переписывались они редко, но Даша упрямо приглашала брата в гости, и тот наконец решился.
Даже не ожидал Денис, какой радушной окажется встреча и как придётся ему по душе тёплая атмосфера в доме дружной Дашиной семьи! Приехал он накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы, и утром вместе со всеми отправился в храм. Светло там, чисто, дух особый... А голоса певчих до чего красиво звучат!..
Именно с певчей, с ясноглазой девушкой Леной и разговорился после службы Денис за общим праздничным столом. И разговор их не окончен по сей день. Уложат спать малышей, помолятся и ...всё наговориться не могут, так за день друг по другу соскучились.
Да, есть теперь в сельском храме замечательный компьютерных дел мастер — Денис. А у Дениса есть дом деревянный, где живёт он с любимой женой и двумя мальчишками-погодками. Семья! Рождество Богородицы — вдвойне праздник для Дениса с Еленой. Уверены, что Матерь Божия их и соединила, Её и благодарят...
«И ещё сестричку Дашеньку!» — с улыбкой добавляет Денис.
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе