В Бобровском районе Воронежской области, в селе под названием Хреновое, есть приют для бездомных людей. Его открыл в 2007 году священник Алексей Ботвинков, настоятель Свято-Митрофановского храма, что в соседнем селе Слобода. На сайте «Православие.ру» я узнала и о том, что в 2017-м отец Алексей стал победителем Всероссийского конкурса помощи бездомным имени Надежды Монетовой. Этот конкурс учреждён Синодальным отделом по благотворительности в 2013 году.
Когда-то люди с улицы ютились у отца Алексея дома, а сегодня приют занимает двухэтажное кирпичное здание на 120 мест! На первом этаже живут постояльцы. Среди них — инвалиды, бывшие заключённые и люди, имевшие в прошлом алкогольную или наркотическую зависимость. Есть в приюте и старики, ставшие одинокими при живых детях. У каждого — своя непростая история, говорит отец Алексей: «Иногда не могу уснуть от переживаний за них, часто плачу в такие моменты». Священник уверен: кто-то должен ими заниматься, и сам второй десяток лет несёт этот крест. Ему помогают восемь сотрудниц, чьи комнаты расположены на втором этаже здания.
Протоиерей Алексей Ботвинков удивляется, когда в больнице или полиции его подопечных называют бомжами. Мол, какие это бомжи? У них уже есть и прописка, и медицинская книжка! Средний возраст — 50 лет, самому старшему — почти 90. Режим для всех одинаковый, оптимальный для здоровья: в семь часов утра — подъём, питание — трёхразовое, после обеда для желающих — дневной сон, после ужина — просмотр телепередач и отбой. Перед завтраком отец Алексей читает с жильцами молитвы, рассказывает о православной вере; по воскресеньям все вместе ходят на службы в храм, ездят на экскурсии по святым местам.
Большинство постояльцев по мере сил помогают по хозяйству: наводят порядок в доме и во дворе, покупают продукты, возделывают огород, ухаживают за домашними животными. Отец Алексей радуется, что поголовье свиней в приюте уже перевалило за сотню! Кроме этого, по его словам, помогают выживать пожертвования меценатов, президентские гранты и фонд «Православная инициатива».
Очень приятно сознавать, что благодаря отцу Алексею бездомная жизнь для многих людей остаётся в прошлом! Настоятель Свято-Митрофановского храма окормляет и опекает обителей приюта, потому что знает: предназначение каждого из нас — жить во благо и помогать ближнему!
Все выпуски программы Живут такие люди
22 декабря. О духовном смысле праздника Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы
Сегодня 22 декабря. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — священник Родион Петриков.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи