Кода мой сын был маленьким и только-только сам научился лазить по лесенкам на детской площадке, я приняла решение не останавливать его в исследовании мира, чтобы не тормозить развитие ребенка. Он бесстрашно взбирался на самый верх, а я, задрав голову и раскинув руки, шла внизу, чтобы успеть поймать, если что...
На детской площадке на скамейке сидели другие мамочки. Когда сын слез с горок и пошел играть в песочницу, я присоединилась к клубу мам. И мы разговорились.
— Вы так рисково позволяете ребенку лазить по высоким конструкциям — сказала одна.
— Ну, я же страхую — ответила я.
— А знаете, мне бабушка рассказывала, что в их деревне всегда лучшей матерью считалась та, у которой выживали все рожденные дети — продолжила свое рассуждение моя соседка по лавочке — и было это в стародавние времена, когда лекарств такие, как есть сейчас, отсутствовали, а вот опасностей подстерегало куда больше. Ведь многодетной крестьянке, которой надо и еду приготовить, и скотину покормить, и в поле поработать, трудно уследить за малышами, когда они начинали ходить. И та, которую считали в деревней лучшей матерью, привязывала детей к столу, чтобы они могли передвигаться только в пределах безопасности.
Помню, я была шокирована. Да, я понимала, что это совсем другое время, другие бытовые условия, и в таком поступке по-своему проявлялась любовь и тревога матери, но какими же вырастали эти дети, как на них влияла такая забота? Безопасность ценой свободы, а возможно, и психического здоровья, я принять никак не могла. Становилось физически плохо от мысли, что меня маленькую моя мама, уходя по делам, могла бы куда-то привязать.
Мы шли с сыном домой, а я продолжала думать о свободе и доверии при воспитании ребенка. И мне в голову пришла мысль, что Господь, наш Небесный Отец, проявляет по отношению к нам, своим детям, невероятную смелость и абсолютное доверие. Как хорошо, что Он не привязывает нас к столу, хотя, возможно, так было бы спокойнее и безопасней. Бог дает нам свободу, хотя знает, что мы съедим запретный плод, пойдем не туда, захотим сделать все по-своему. Господь любит нас и ждет, когда наконец после всех набитых шишек, трудных поисков, и тупиков, мы сами поймем, что свобода и счастье — лишь там, где наша воля совпадает с волей Творца. И, конечно, он всегда идет рядом, распахнув свои объятия для каждого из нас, чтобы подхватить, если что...
Автор: Елена Сурняева
Все выпуски программы Частное мнение
Поможем Сулейману пройти жизненно важное обследование

Знаете, о чём мечтает восьмилетний Сулейман? О том, что снова будет бегать наперегонки с друзьями, играть в футбол и просто жить легко и радостно, без лекарств и больниц.
В раннем детстве мальчик перенёс инсульт, однако смог восстановиться. Казалось, все неприятности остались позади. Он рос, развивался, радостно проживал своё детство и в 7 лет пошёл в школу. Но недавно у Сулеймана обнаружилась эпилепсия. Она проявляется в виде приступов, судорог. В результате этой болезни человек может лишиться памяти, утратить двигательные навыки и не только. Чтобы такого не произошло, и врачи подобрали правильную схему лечения, мальчику необходимо пройти углублённое дорогостоящее обследование.
Сулейман — обычный ребёнок, который любит мороженое, мультфильмы и всей душой мечтает вернуться на футбольное поле. Он не сдаётся и верит, что обязательно выздоровеет, подбадривает маму с папой, видя тревогу в их глазах.
Таким ребятам, как Сулейман, помогает фонд «Страна — детям». С его поддержкой маленькие и взрослые подопечные из разных регионов России проходят жизненно важные обследования, которые не доступны для них бесплатно. На сайте фонда можно узнать обо всём подробнее, а также помочь восьмилетнему Сулейману. Любое ваше участие приблизит мальчика к здоровой жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Руинированные храмы». Дмитрий Остроумов
У нас в студии был архитектор, руководитель мастерской «Прохрам», член совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, магистр богословия Дмитрий Остроумов.
Разговор шел о сохранении разрушенных храмов, чем ценны даже те церкви, которые находятся в состоянии руин и как их можно восстанавливать.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед, посвященных разным аспектам храмовой архитектуры.
Первая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена смыслам храмового пространства (эфир от 03.11.2025)
Вторая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена особенностям современной храмовой архитектуры (эфир от 04.11.2025)
Третья беседа с Дмитрием Остроумовым и Дионисием Иванниковым была посвящена церковному искусству в пространстве храма (эфир от 05.11.2025)
Четвертая беседа с Дмитрием Остроумовым и Дионисием Денисовым была посвящена взаимодействию храмов и музеев (эфир от 06.11.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— День Казанской иконы Богородицы и День народного единства;
— Праздники как часть церковной и общественной жизни;
— Положение Украинской Православной Церкви сегодня и реакция общества в мире;
— Возрождение разрушенных храмов.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер







