
Кода мой сын был маленьким и только-только сам научился лазить по лесенкам на детской площадке, я приняла решение не останавливать его в исследовании мира, чтобы не тормозить развитие ребенка. Он бесстрашно взбирался на самый верх, а я, задрав голову и раскинув руки, шла внизу, чтобы успеть поймать, если что...
На детской площадке на скамейке сидели другие мамочки. Когда сын слез с горок и пошел играть в песочницу, я присоединилась к клубу мам. И мы разговорились.
— Вы так рисково позволяете ребенку лазить по высоким конструкциям — сказала одна.
— Ну, я же страхую — ответила я.
— А знаете, мне бабушка рассказывала, что в их деревне всегда лучшей матерью считалась та, у которой выживали все рожденные дети — продолжила свое рассуждение моя соседка по лавочке — и было это в стародавние времена, когда лекарств такие, как есть сейчас, отсутствовали, а вот опасностей подстерегало куда больше. Ведь многодетной крестьянке, которой надо и еду приготовить, и скотину покормить, и в поле поработать, трудно уследить за малышами, когда они начинали ходить. И та, которую считали в деревней лучшей матерью, привязывала детей к столу, чтобы они могли передвигаться только в пределах безопасности.
Помню, я была шокирована. Да, я понимала, что это совсем другое время, другие бытовые условия, и в таком поступке по-своему проявлялась любовь и тревога матери, но какими же вырастали эти дети, как на них влияла такая забота? Безопасность ценой свободы, а возможно, и психического здоровья, я принять никак не могла. Становилось физически плохо от мысли, что меня маленькую моя мама, уходя по делам, могла бы куда-то привязать.
Мы шли с сыном домой, а я продолжала думать о свободе и доверии при воспитании ребенка. И мне в голову пришла мысль, что Господь, наш Небесный Отец, проявляет по отношению к нам, своим детям, невероятную смелость и абсолютное доверие. Как хорошо, что Он не привязывает нас к столу, хотя, возможно, так было бы спокойнее и безопасней. Бог дает нам свободу, хотя знает, что мы съедим запретный плод, пойдем не туда, захотим сделать все по-своему. Господь любит нас и ждет, когда наконец после всех набитых шишек, трудных поисков, и тупиков, мы сами поймем, что свобода и счастье — лишь там, где наша воля совпадает с волей Творца. И, конечно, он всегда идет рядом, распахнув свои объятия для каждого из нас, чтобы подхватить, если что...
Автор: Елена Сурняева
Все выпуски программы Частное мнение
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема