
Существует множество историй о том, насколько близок Господь, как он нас слышит, как умеет утешить, вразумить, порадовать. Одну такую историю я прочитала где-то в соцсетях накануне праздника Преображения Господня.
Героиня рассказывала о том, как однажды на Преображение оказалась в храме без яблок. Женщина ярко описывала свои чувства, ей было очень грустно от того, что она оказалась непричастной к праздничной традиции освящения плодов. Все остальные участники Божественной Литургии радостно протягивали свои пакетики, корзиночки с яблоками и виноградом священнику, который щедро кропил яркие плоды святой водой.
Выходя из храма женщина увидела на полу яблоко. Его подняла какая-то старушка и громко спросила: «Чье яблоко?». «Моё» — подумала про себя героиня истории и молча протянула руку. Через мгновение сочное красивое яблоко с каплями воды было у нее в ладони. «Как же близок Господь, как же он знает и понимает нас и находит каждому свое утешение» — делилась своей радостью автор той статьи.
Сама я с уважением, хоть и достаточно спокойно отношусь к красивым благочестивым традициям нашей Церкви — к освящению пасхальной снеди, меда, яблок. В моей семье эти традиции всегда соблюдались, они помогают сделать переживание праздничных событий более яркими. Я понимала чувства героини и радовалась за нее. Правда, где-то в глубине души пробежала мысль, что сама я вряд ли бы так расстраивалась в подобной ситуации.
И вот наступил праздник Преображения Господня. Я, конечно, пришла на праздничное Богослужение, но в силу обстоятельств оказалась там без яблок. Ничего страшного — решила я — это вовсе не обязательно.
Идет Литургия, а я не могу сосредоточится. Мой взгляд все время натыкается на пакетики и корзиночки с яблоками. Это был деревенский храм, всюду дачи, сады, яблок море... И стало мне грустно. Я — таки расстроилась. Не хватало полноты праздника. Тут же вспомнила ту женщину, и улыбнулась. «Господи, прости, Ты сегодня явил Свою силу, а я вот какая немощная, мне без яблок, оказывается, и праздник не праздник. Утешь и меня» — мысленно попросила я.
Литургия подошла к концу. Священник радостно окропил святой водой фрукты. Все улыбались, поздравляли друг друга. Корзинки с плодами разобрали. Храм почти опустел. Но ни одно яблочко на пол для меня не упало.
Я пошла к выходу. И уже там, когда я стояла у дверей мимо прошла пожилая женщина с корзиночкой румяных яблок. Она быстро посмотрела на мои пустые руки, остановилась и спросила с улыбкой: «А вы без яблочек? Вот, возьмите, пожалуйста!» У меня в ладонях оказалось красивое крупное яблоко с каплями святой воды.
Я готова была ее расцеловать! Взяла с благодарностью яблочко и пошла домой. Всю дорогу я вдыхала его аромат и благодарила Господа, который снова и снова щедро дарит нам свою любовь и утешает каждого.
Автор: Елена Сурняева
Все выпуски программы Частное мнение
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема