
Посещать субботние вечерние службы для меня всегда особенно радостно. Отблески свечей в полумраке храма, неспешные песнопения настраивают на тихий лад. Мысли замедляются, включается внимание к словам молитв, к их глубокому содержанию. Примерно в середине вечернего богослужения поются особые песнопения — степенные антифоны. Антифонами они называются потому, что в древности их исполняли антифонно — если перевести с греческого языка дословно — «звуком напротив». Два хора стояли друг напротив друга и исполняли песнопения по строчке, по очереди, будто бы отвечая друг другу. А «степенными» антифоны называются потому, что являются своеобразными ответами на степенные псалмы, которые древние евреи называли «песнями ступеней» или «песнями восхождения». Их пели ветхозаветные священники, поднимаясь по ступеням Иерусалимского храма.
В девятом веке после Рождества Христова праведный монах Феодор Студит из Константинополя составил на песни ступеней припевы, которые вошли в церковный устав как степенные антифоны. Или просто — степенны. Всего их восемь — в соответствии с церковной системой восьми гласов — или распевов. Они разные. Отличаются и текстом, и мелодией. Поются они по очереди, сменяя друг друга от недели к неделе. И так и называются: «Степенна первого гласа», «степенна второго гласа» и так далее до восьми.
Мне хотелось бы рассказать вам о степенном антифоне третьего гласа. Текст его является припевом или своеобразным ответом на 125-й псалом царя Давида — одного из тех, которые как раз называют песнями восхождения. Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Первая часть молитвы звучит так: «Пленников Сионских / Ты освободил из Вавилона, / и меня от страстей к жизни / привлеки, Слово Божие!» Вот как эта фраза звучит по-церковнославянски: «Плен Сионь Ты изъял еси от Вавилона: / и мене от страстей к животу привлецы, Слове».
Давайте послушаем первый фрагмент степенного антифона:
Текст второй части песнопения такой: «При южном ветре сеющие слезами боговдохновенными, с радостью пожнут колосья вечной жизни». По-церковнославянски строчка звучит так: «В юг сеющии слезами Божественными, / жнут класы радостию присноживотия».
Давайте послушаем второй фрагмент степенного антифона:
Далее после слов «Слава Отцу, и Сыну, и Святому духу...» хор поёт «От Святого Духа всякий благой дар, / как от Отца и Сына блистает: / Им всё живёт и движется» или по-церковнославянски «Святому Духу всякое благодарие, / якоже Отцу и Сыну сооблистает, / в Немже вся живут и движутся».
Послушаем третью часть степенного антифона:
После того, как хор спел степенну, из Царских врат выходит священник или диакон и читает отрывок из Евангелия.
Давайте послушаем Степенный антифон третьего гласа полностью, в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Продукты для Елизаветинского детского дома

Юле 14 лет, она живёт в Елизаветинском детском доме для девочек. Он находится на территории Марфо-Мариинской обители, в Москве. В основном здесь воспитываются дети с синдромом Дауна, Юля — одна из них. О ней и других подопечных заботится команда сотрудников. Воспитатели учат девочек ухаживать за собой, помогать друг другу и соблюдать порядок в комнатах. Педагоги занимаются их развитием и образованием, приобщают к рукоделию и музыке. Местный повар готовит для детей полезную и по-домашнему вкусную еду. Юля, например, знает, что несколько раз в неделю на завтрак будут любимая запеканка или сырники. К полднику или в чей-нибудь день рождения повар Ирина Никитична испечёт румяный пирог, нарежет фрукты, и воспитатели устроят девочкам на кухне уютное чаепитие. А на Пасху Юлю и других воспитанниц обязательно пригласят украшать куличи! Всё это — важная часть жизни подопечных Елизаветинского детского дома. Но она не была бы такой полноценной без поддержки добрых людей.
Любимые девочками фрукты и многие другие продукты, например, мясо, рыба, творог или свежая зелень приобретаются в основном на средства благотворителей.
Вы тоже можете поддержать Елизаветинский детский дом и его воспитанниц — девочек с синдромом Дауна. Сделать это можно разными способами — оставить любой благотворительный взнос на сайте Марфо-Мариинской обители милосердия или привезти в детский дом фрукты и другие необходимые продукты.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Потомки Каина». Священник Александр Сатомский

У нас в студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Разговор шел о потомках Каина. Как сложилась жизнь самого Каина после совершенного им убийства Авеля, как это повлияло на его потомков и почему они начали создавать города.
Этой беседой мы продолжаем линейку из пяти программ, посвященных началу человеческой истории, описанному в первых главах книги Бытия.
Первая беседа была посвящена грехопадению и изгнанию Адама и Евы из Рая.
Вторая беседа была посвящена жизни Адама и Евы после изгнания из Рая и их первым детям Каину и Авелю.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Знание истории — влияние на мировоззрение». Иеромонах Геннадий Войтишко

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий Войтишко.
Разговор шел о том, чем важно знание истории, как светской, так и церковной и библейской, как знание и понимание исторических фактов и событий влияет на формирование мировоззрения и духовных ценностей.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер