Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Если у тебя срочная переписка с кем-то, Паша, то выключи, пожалуйста, звук. Мы всё-таки в картинной галерее.
— Прости, пожалуйста, дядя Андрей, я просто забыл про телефон. Ничего срочного, это оповещение от МЧС, что сегодня здесь, в Астрахани, ожидается гроза. Ставлю в беззвучный режим.
— Спасибо, дорогой! А смотри, как забавно! Смс-сообщению вторит картина Аполлинария Васнецова на стене — «Гроза идёт».
— Вот это совпадение! Прямо спецэффект какой-то! Узнал, что приближается буря — и тут же в красках видишь, как это бывает. Небо над полем потемнело, вдалеке молнии рассекают пространство. Всё замерло в ожидании грозы.
— Да, художник показал затишье перед бурей. За несколько минут перед ураганом часто так происходит. Не колышутся ветви раскидистого дерева, дымок далёкого костра поднимается вертикально.
— Ни ветерка! Чувствуется, какая там духота неимоверная.
— Точно! Жара сморила крестьян, которые работали на поле. Они жали колосья — то есть, срезали их серпами и вязали в снопы. Эти большие пучки пшеницы стоят на поле стройными рядами. А уставшие работники спят под деревом.
— Хочется разбудить их, закричать: «Вставайте, бегите скорее домой!».
— Или смску отправить?
— Ну что ты смеёшься? Я прекрасно понимаю, что в то время мобильных телефонов не было. Какой это век? Девятнадцатый?
— Начало двадцатого. Аполлинарий Васнецов написал картину «Гроза идёт» в 1911 году.
— И что, тогда совсем не было никакой службы оповещения о чрезвычайных ситуациях?
— Ну какая же это чрезвычайная ситуация для крестьянина — гроза? Обычное дело. А оповещала о приближении бури сама природа. Все те приметы, о которых мы с тобой сейчас говорили.
— То есть, ты считаешь, что крестьяне на картине Васнецова знают о приближении грозы и спят спокойно?
— Конечно. Может быть, она ещё пройдет стороной. Жара к вечеру спадёт, и жнецы успеют поработать.
— Но как же им не страшно?
— Понимаешь, племянник, у русских крестьян сложилась особая философия, в которой страх не мог главенствовать. Она очень ярко выражена в пословице «Помирать собрался, а рожь сей». Это слова человека, который воспринимает жизнь, как поручение от Бога. Здесь и ответственность за своё дело, и доверие Творцу.
— Вера в Бога даёт такое вот спокойствие перед лицом грозы?
— И любой другой опасности. Аполлинарий Васнецов в своей картине «Гроза идет» показывает мир глазами своих героев. И напоминает — всё в руках Божиих. Недаром гряда облаков в левой верхней части картины имеет очертания иконы в золотом окладе.
— А ты, дядя Андрей, мог бы вот так уснуть на поле, зная о приближении грозы?
— Если б поработал, как крестьяне на картине Васнецова «Гроза идет», то может, и уснул бы. А так вряд ли. Я живу в других условиях. Как и ты, получаю предупреждения от службы спасения, не пренебрегаю правилами безопасности. Если же вдруг окажусь среди разбушевавшейся стихии — буду молиться!
Картину Аполлинария Васнецова «Гроза идёт» можно увидеть в Астраханской государственной картинной галерее имени Павла Догадина.
Все выпуски программы: Краски России
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди ведут себя довольно самоуверенно. А как на самоуверенность смотрит христианство? Ответ интереснее, чем можно было бы ожидать, и даёт его апостол Павел в отрывке из 10-й главы 2-го послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
На одной из лекций меня как-то спросили, почему современные бизнес-тренеры настраивают человека на успех, а православие всё время говорит о грехах и человеческом несовершенстве. Чем можно объяснить такую разницу? Действительно, от первых очень часто можно услышать призывы повторять себе «я лучший», «я успешный», «у меня всё получится». От вторых зачастую слышишь слова о необходимости быть смиренным. С точки зрения обывательской, выигрывают очевидно первые, потому что картина, которую они рисуют явно более привлекательная.
Однако в сегодняшнем тексте из послания апостола Павла к Коринфянам нет ни бахвальства, ни отказа от какой бы то ни было собственной значимости. Напротив, есть взвешенная позиция, в которой всё оказывается на своих местах. Да и слово «смирение», которым обычно пугают, означает лишь осознание своих границ, своего места в мире, в отношениях с Богом и другими людьми.
Но прислушаемся к апостолу Павлу. Размышляя о том, насколько он как апостол подотчётен коринфской общине, он призывает не в меру требовательных общинников помнить о его статусе. Может показаться, что это совершенно не смиренно с стороны Павла... Но в том то и дело, что апостол прекрасно знает свою меру. Он действительно основал коринфскую общину и много преуспел в деле проповеди, но меру эту успеха определил для него Бог. Апостол осознаёт значимость своего труда, но понимает, что действовал с помощью Божией, и это понимание позволяет ему занять взвешенную позицию. Итогом его размышлений становится лаконичная и очень точная фраза: «хвалящийся, хвались о Господе», то есть помни, что при всех твоих усилиях и стараниях рядом с тобой всегда был Господь, поддерживающий, направляющий и определяющий меру пройденного тобой пути.
Слово «самоуверенность» воспринимается христианами как недальновидное и глупое. И дело не только в том, что сам по себе человек очень ограничен в своих ресурсах и возможностях, но в том, что в наивных попытках отстоять свою самость он отказывается от присутствия в его жизни Творца. Бог, конечно, никуда из жизни человека не уходит, потому что все мы как бы ни жили, живём благодаря Его любви, но кто-то впускает её в свою жизнь, а кто-то живёт ей вопреки.
Христианство начинается с того, что человек осознаёт: концентрируясь на себе, он ограничивает и обедняет свой мир и, напротив, открывая своё сердце ближнему и Богу, бесконечно свой мир обогащает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
От мала до велика
О библейском происхождении выражения «От мала до велика» и его различных формах употребления.
Все выпуски программы Первоисточник
«Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей»
Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей.
Да никогда не вспыхнет в нём гнев на сильного, не зародится презрение к слабому. Посмотри, роса утренняя — всех слабее...
Да никогда не совьёт в сердце моём ненависть к ненавидящим меня. Да вспомню я о конце их и сохраню мир свой.
Милосердие открывает путь к сердцу всякой твари и несёт радость.
Немилосердие омрачает чело и несёт печаль одиночества.
Помилуй милостивого, Рука Пренежная, и открой ему тайну милости Твоей.
Богочеловек — чадо милости Отца и святости Духа. Весь мир — лишь притча о Нём. Могущественные светила небесные и мельчайшие капли озёрные, собою рассказывают о Нём. Всё небесное и земное, от пресильных Серафимов до мельчайшего комочка пыли, рассказывают притчу о Нём — прасущности и праисточнике своём.
Что такое твари на земле и во вселенной, если не притча о солнце?
Воистину, также и всё видимое, и невидимое, являет собой притчу о Богочеловеке. Сущность её проста, притч о ней множество бесконечное.
Друзья мои, как же рассказать мне вам о сути, если вы притч понимать не умеете?
О, если бы знали вы ту сладостную беспредельность и силу, когда проникаешь до сердца всех притч, туда, где они начинаются, и где кончаются. Туда, где язык немеет, и где всё сказано раз и навсегда!
Какими скучными становятся тогда все долгие и однообразные повествования, сочинённые людьми. Такую же скуку испытывает тот, кто привык слышать раскаты грома и созерцать сверкание молний, но вынужденный слушать рассказы о грозе.
Приими мя в Себя, Сыне Единородный, чтобы стать мне одно с Тобой, как когда-то до сотворения и падения.
Да закончится долгая и томительная притча моя о Тебе, хотя бы мгновением лицезрения Тебя. Да закончится самообман мой о том, что я — нечто рядом с Тобой, или нечто без Тебя.
Пресыщены уши мои притчами. Устали зеницы мои взирать на тщеславную пестроту одежд, Тебя лишь жаждут видеть они, Источник мой, сокрытый миром за пустыми притчами и пёстрыми одеждами.