Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Если у тебя срочная переписка с кем-то, Паша, то выключи, пожалуйста, звук. Мы всё-таки в картинной галерее.
— Прости, пожалуйста, дядя Андрей, я просто забыл про телефон. Ничего срочного, это оповещение от МЧС, что сегодня здесь, в Астрахани, ожидается гроза. Ставлю в беззвучный режим.
— Спасибо, дорогой! А смотри, как забавно! Смс-сообщению вторит картина Аполлинария Васнецова на стене — «Гроза идёт».
— Вот это совпадение! Прямо спецэффект какой-то! Узнал, что приближается буря — и тут же в красках видишь, как это бывает. Небо над полем потемнело, вдалеке молнии рассекают пространство. Всё замерло в ожидании грозы.
— Да, художник показал затишье перед бурей. За несколько минут перед ураганом часто так происходит. Не колышутся ветви раскидистого дерева, дымок далёкого костра поднимается вертикально.
— Ни ветерка! Чувствуется, какая там духота неимоверная.
— Точно! Жара сморила крестьян, которые работали на поле. Они жали колосья — то есть, срезали их серпами и вязали в снопы. Эти большие пучки пшеницы стоят на поле стройными рядами. А уставшие работники спят под деревом.
— Хочется разбудить их, закричать: «Вставайте, бегите скорее домой!».
— Или смску отправить?
— Ну что ты смеёшься? Я прекрасно понимаю, что в то время мобильных телефонов не было. Какой это век? Девятнадцатый?
— Начало двадцатого. Аполлинарий Васнецов написал картину «Гроза идёт» в 1911 году.
— И что, тогда совсем не было никакой службы оповещения о чрезвычайных ситуациях?
— Ну какая же это чрезвычайная ситуация для крестьянина — гроза? Обычное дело. А оповещала о приближении бури сама природа. Все те приметы, о которых мы с тобой сейчас говорили.
— То есть, ты считаешь, что крестьяне на картине Васнецова знают о приближении грозы и спят спокойно?
— Конечно. Может быть, она ещё пройдет стороной. Жара к вечеру спадёт, и жнецы успеют поработать.
— Но как же им не страшно?
— Понимаешь, племянник, у русских крестьян сложилась особая философия, в которой страх не мог главенствовать. Она очень ярко выражена в пословице «Помирать собрался, а рожь сей». Это слова человека, который воспринимает жизнь, как поручение от Бога. Здесь и ответственность за своё дело, и доверие Творцу.
— Вера в Бога даёт такое вот спокойствие перед лицом грозы?
— И любой другой опасности. Аполлинарий Васнецов в своей картине «Гроза идет» показывает мир глазами своих героев. И напоминает — всё в руках Божиих. Недаром гряда облаков в левой верхней части картины имеет очертания иконы в золотом окладе.
— А ты, дядя Андрей, мог бы вот так уснуть на поле, зная о приближении грозы?
— Если б поработал, как крестьяне на картине Васнецова «Гроза идет», то может, и уснул бы. А так вряд ли. Я живу в других условиях. Как и ты, получаю предупреждения от службы спасения, не пренебрегаю правилами безопасности. Если же вдруг окажусь среди разбушевавшейся стихии — буду молиться!
Картину Аполлинария Васнецова «Гроза идёт» можно увидеть в Астраханской государственной картинной галерее имени Павла Догадина.
Все выпуски программы: Краски России
22 декабря. О духовном смысле праздника Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы
Сегодня 22 декабря. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — священник Родион Петриков.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи