
Об Успении Богородицы — то есть, завершении Её земной жизни, известно из церковного Предания. Согласно ему, архангел Гавриил заранее возвестил Божией Матери, что вскоре Она отойдёт ко Господу. Апостолы в это время находились в странствиях — они возвещали Евангельскую весть. По молитве Пречистой Девы ученики Христовы были чудесным образом перенесены в Её дом в Иерусалиме для прощания. Они стали свидетелями, как Сам Господь Иисус Христос сошёл с Небес, чтобы принять душу Своей Матери.
Эти события нашли своё отражение в иконографии. По сложившейся традиции образы Успения показывают сразу несколько ключевых моментов торжества. Так, Богородица изображается лежащей на смертном одре в окружении скорбящих апостолов и одновременно пребывающей в виде спелёнатого младенца на руках у Спасителя. Так символизируется Её рождение в Жизнь вечную.
В верхней части некоторых икон можно увидеть также учеников Христовых, которые в сопровождении ангелов спешат на встречу с Пречистой Девой. Облака, несущие апостолов в Иерусалим, могут быть похожи на пещеры, окаймлённые сияющей волной, на раковины или на лодки. Образы, на которых они присутствуют, получили название «Облачное Успение».
На Руси подобные изображения появились в одиннадцатом веке. Одна из древних икон «Облачное Успение», сохранившихся до наших дней, написана в двенадцатом столетии в Новгороде. До революции 1917 года святыня пребывала в Новгородском Десятинном монастыре. В советское время обитель закрыли. Сейчас в архитектурном комплексе располагается музей художественной культуры и живописные мастерские. Икона Божией Матери «Облачное Успение» в 1933 году поступила в Третьяковскую галерею, где находится и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема