
Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха
4 ноября, в день Казанской иконы Божьей Матери, в России отмечается государственный праздник — День народного единства. Эта дата связана с трагическими страницами нашей истории — Смутным временем. 4-го ноября 1612 года народное ополчение под предводительством московского князя Дмитрия Пожарского и нижегородца Козьмы Минина взяли штурмом Китай-город. И спустя несколько дней изгнали из Кремля чужеземцев-поляков.
На русский престол наконец-то взошёл избранный народом на земском соборе царь — Михаил Фёдорович, первый из династии Романовых. С этими событиями принято связывать окончание Смутного времени. Однако, с исторической точки зрения, — это не совсем так. Смоленск и ряд других городов России по-прежнему оставались захвачены поляками, которые не признали нового царя. Де-факто они считали русским царём сына польского короля Сигизмунда III, королевича Владислава. Ещё в 1610-м году ему присягнула на верность часть боярской Думы. Правда, присяга происходила перед пустым троном... Владислав не отказался от своих притязаний на шапку Мономаха даже после воцарения Михаила Фёдоровича Романова. И организовал поход на Москву.
Развернулась самая настоящая война. Поляки были уверены, что смогут одержать победу над Россией, потерявшей былую мощь за несколько тяжёлых лет Смуты. Осенью 1617 года польское войско численностью в 10 тысяч солдат под командованием гетмана Яна Кароля Ходкевича вошло в Смоленск. К нему присоединились уже давно находившиеся там отряды интервентов. Согласился поддержать Владислава и гетман Запорожской Сечи Пётр Сагайдачный. На помощь полякам он выдвинул 20-тысячный отряд казаков. Перед этой натренированной и первоклассно вооружённой армией города капитулировали практически без боя. Захватчикам сдались Дорогобуж на Смоленщине, Вязьма и другие города. 2 октября 1618 года польская армия подошла к Москве.
Здесь их встретили не только русские солдаты, но и ополченцы. Ожидая прихода поляков, князь Пожарский в Калуге собирал народные отряды. На подступах к Белокаменной польское войско встретило стойкое сопротивление русских ратников. Посланники в своих депешах сообщали королевичу Владиславу, что «Их Милости войско, изнурённое очень и оголодавшее, в конях, челяди, снаряжении и во всём очень оскудевшее и в нужде пребывающее». Польские солдаты падали духом. В войске поднялся ропот.
И всё же Сагайдачному удалось прорваться к Москве. Состояние войска к тому времени было очень плохим. И всё же гетман решился на прямой штурм города. Столицу охранял Московский гарнизон — 11 тысяч воинов. Они были готовы к атаке. Поляки ударили в ночь на 11 октября. Начался штурм Арбатских ворот. Защитники Москвы крепко сопротивлялись. Тяжёлый бой продолжался до темноты. Вопреки планам, врагу не удалось дойти до Тверской заставы. Польское войско отступило. Москву взять не удалось.
В декабре 1618 года в деревне Деулино близ Троице-Сергиева монастыря между Россией и Польшей было подписано перемирие. Россия уступала Польше часть своих территорий. Такова была цена спасения государства, его независимости. Совсем скоро, в царствование Алексея Михайловича, эти земли постепенно возвратились под российскую корону. Тогда же, в 1618-м, царь Михаил Фёдорович сделал главное: утвердил мир. Государство Российское начало восстанавливаться после разрушительного Смутного времени.
Все выпуски программы Открываем историю
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











