
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как православному верующему следует относиться к неверующим или же даже агрессивно настроенным по отношению к Церкви и вере в Бога людям? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
Мы редко задумываемся о том, насколько исключительными были отношения между Богом и израильским народом. Апостол Павел перечисляет сегодня ряд особенностей иудеев, которые резко выделяли их из среды других людей.
Они были детьми Божиими. Эта мысль прослеживается на протяжении всего Священного Писания. Израиль называется первенцем Творца. Его наследником и представителем в семье человеческих наций. Причём, согласно библейской истории, Бог не столько даже избрал евреев из среды других народов, сколько в буквальном смысле создал их. Родоначальник Израиля Авраам и его жена Сарра были в том возрасте, в котором уже не рожают детей. Кроме того, Сарра была бесплодна. А потому возникновение еврейской нации — дело особой заботы Бога.
У Израиля, по словам апостола Павла, была слава. Выражение «слава Божия» не раз упоминается в Библии. Так, часто о нём говорится в книге Исход. Моисей выводит евреев из Египта, и во время этого путешествия Господь неоднократно является своему народу под видом света. Христианские толкователи, рассуждая об этом явлении, утверждают, что речь идёт о сиянии Божественной благодати. Явление сродни тому, которое видели апостолы на горе Фавор во время преображения Христа. И после Исхода подобное сияние наполняло Иерусалимский храм.
Израиль имел завет и закон. Согласно христианским толкователям Священного Писания, Бог заключал с людьми завет, то есть союз, договор, не один раз. Первый Завет был с Адамом в раю, далее с Ноем, после него с Авраамом, завет был заключен с Моисеем и всем Израилем на горе Синай. Наконец, Новый Завет был заключён Иисусом Христом со всем человечеством. Всякий раз завет означал особо близкие отношения с Творцом. Каждый завет имел закон. То есть дорожную карту, по которой человеку было необходимо двигаться в своей повседневной жизни, чтобы оставаться в рамках этого союза и поддерживать отношения с Богом.
Израиль имел богослужение, то есть разработанный ритуал, а также устав религиозной жизни. Были у евреев свои праздники, посты, молитвословия, был у них и аналог христианских таинств — разнообразные виды жертвоприношений. Помимо этого, по словам Павла, были у иудеев обетования, то есть Господь приоткрыл им Свой замысел о них. А также были у них отцы, то есть духовные учИтели и пророки, которые вели их по пути ко спасению. И, конечно, самое главное, именно из их среды произошёл Христос. Господь был евреем по Своему человечеству.
Рассуждая обо всём этом, апостол Павел говорит: «печаль и непрестанное мучение сердцу моему». Сколько всего имели его соотечественники и это им не помогло. Но в ещё большей степени апостол печалится не о своих братьях по плоти. Ведь послание адресовано нам, христианам. А потому в его словах чувствуются нотки предостережения. Он как бы говорит нам: не обольщайтесь теми дарами, которыми обладает Церковь. Всё это в том или ином виде имел уже древний Израиль. И это не уберегло его от падения. Не думайте, что вы чем-то лучше своих старших братьев и первенцев Бога. Не кичитесь тем, что называетесь именем Христа. Не превозноситесь над окружающими. А лучше сосредоточьтесь на исполнении Его евангельских заповедей. Покрывайте людей милостью и любовью. Лишь это сохранит всех нас от падения и сделает наследниками Небесного Царства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема