
Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха
В октябре 1611 года в Нижний Новгород прибыл московский князь Дмитрий Пожарский. Купец Кузьма Минин позвал князя, чтобы тот стал во главе народного ополчения, которое активно формировалось в Нижнем. Народ собирался идти на Москву. Там в это время происходили поистине трагические события, вошедшие в историю как Смутное время. Суверенное Государство Российское находилось на грани исчезновения. Бояре свергли царя — последнего из Рюриковичей, Василия Шуйского. Многие из них присягнули на верность уже второму по счёту Лжедмитрию — самозванцу, который выдавал себя за чудом выжившего царевича, сына Ивана Грозного. На русский трон засматривался и польский королевич Владислав. Города присягали обманщикам и вставали на сторону поляков и литовцев, чьи войска на русской земле чувствовали себя как дома. Но были и те, кто, стиснув зубы собирали людей и средства для того, чтобы с оружием в руках освободить Отечество от самозванцев.
Именно этим и занимался в Нижнем Новгороде Кузьма Минин. Он сумел сформировать мощное народное движение, которому не хватало лишь того, кто мог бы повести в людей в бой. Князь Пожарский идеально подходил на эту роль. Он был опытным воеводой и уже не раз участвовал в сражениях против иностранных интервентов. Подавлял мятеж Ивана Болотникова — соратника Лжедмитрия Первого. В марте 1611-го участвовал в Московском восстании против польских оккупантов и был ранен. К тому же князь имел репутацию человека честного, решительного, справедливого и бескорыстного. Пожарский принял предложение Минина, который выразил волю всех нижегородцев. В феврале 1612 года ополчение под предводительством князя выступило из Новгорода. К весне войска вошли в Ярославль. Там Минин и Пожарский решили задержаться на некоторое время — они хотели набрать больше людей, а ещё пополнить казну ополчения.
Собрал единомышленников, готовых присоединиться к войскам Пожарского и Минина, и келарь Троице-Сергиевой лавры монах Авраамий (Палицын). Чтобы сообщить об этом Пожарскому, Авраамий с риском для жизни приехал в Ярославль. Он убедил князя, что людей достаточно, и можно выступать. 18 августа ополчение числом в восемь тысяч ратников выступило на Москву. Теперь во главе его стояли трое — князь Пожарский, купец Минин и монах Авраамий Палицын.
В поход ополченцы взяли с собой Казанский образ Божьей Матери. Ратники молились перед иконой, и это давало им силы. Так было перед сражениями у Новодевичьего монастыря и под стенами Китай-Города. В тяжелейшем бою за Кремль князь Пожарский почувствовал, что силы воинов на исходе. Но поблизости стояли отряды донских казаков, которые не решили, чью сторону занять, и просто наблюдали за происходящим. Под пушечным огнём поляков к ним отправился Авраамий (Палицын). Он сказал казакам всего несколько слов: «Вы, друзья, первые крепко стали за истину и православную веру. Идите же, сражайтесь, Бог поможет вам!» И казаки, один за другим, стали присоединяться к войскам Минина и Пожарского. 26 октября ополченцы вошли в Кремль. В благодарность Богу за победу они прошли по Красной площади крестным ходом с Казанской иконой Богородицы, которая сопровождала их в походе и боях. До окончания Смуты оставалось совсем немного времени...
Все выпуски программы Открываем историю
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (11.06.2025)
Послание к Римлянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Рим., 80 зач., I, 18-27.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Бог есть любовь. Однако в то же время в Писании нередко говорится о том, что Бога можно прогневать. За что же Бог гневается на человека и как этого избежать? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.
19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.
20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;
22 называя себя мудрыми, обезумели,
23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся,
24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.
25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.
26 Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;
27 подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.
Сегодня апостол Павел очень конкретно указывает на причину гнева Божия. По его словам, гнев Господень испытывают те люди, которые подавляют истину неправдою. Что это означает? Воображение сразу же рисует нам преступления, о которых мы узнаем из криминальных новостей: убийство, предательство, воровство, мошенничество, унижение обездоленных, взяточничество, социальная несправедливость. Одним словом, люди, которые подавляют истину неправдою — это маньяки, убийцы, мизантропы и вообще всякий антисоциальный элемент.
Однако из слов апостола Павла это не так. Всё более прозаично и обыденно. Подавление истины неправдой начинается тогда, когда мы погружаемся в суету и совершенно забываем о том, чего хочет Бог. Особенно это проявляется в отношениях с людьми. Представьте себе, вы бежите на работу, и кто-то на улице пытается что-то у вас спросить. Естественная реакция — пробежать мимо. Мало ли, вдруг мошенник. Или кто-то прямо у нас перед носом занял место на парковке у дома, где я оставляю свою машину из года в год. Некоторых это возмутит до глубины души, хотя парковка общественная. Или до нас дошёл слух, что конкретный человек в коллективе очень нелицеприятно высказывался о нас при коллегах. Даже если мы промолчим, не будет ли в нас копиться неприязнь, обида и даже злоба к нему?
Согласитесь, что в этих случаях мы зачастую чувствуем, думаем и действуем по инерции, автоматически. Мы полностью полагаемся на житейский опыт и инстинкт самосохранения. С одной стороны, это помогает нам избежать неприятных переживаний, не упустить своё и, возможно, получить ещё больше. То есть быть весьма эффективным по жизни. Однако с другой, мы начинаем относиться к людям как к статистам и помехам. Мы становимся бесчувственными к тому, что за каждой подобной ситуацией может скрываться Бог. Он ждёт, что мы вспомним о Нём и поступим не по многолетней привычке, но прислушаемся к тому голосу Истины, который с самого рождения звучит глубоко внутри каждого из нас и который мы привыкли подавлять. Потому что в нас живёт страх потерять своё.
По словам апостола Павла, такое безразличие к воле Бога и такое систематическое подавление голоса истины в самом себе может довести до крайнего распутства. Ярким примером этого являются похоть и противоестественные грехи язычников-римлян. Они были людьми высокой культуры. Однако не слушались голоса истины и опустились в пучину безумия. Как говорит о них апостол «осуетились в умствованиях своих, омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели».
В таких ситуациях и приходит гнев Господень. Это образное выражение. Бог не гневается. Человек сам создает ситуации, когда жизнь начинает реагировать на него как на инфекцию в организме. Гнев Божий — это защитный механизм. Так наше мироздание выводит из себя заразу греха. Скорее, Бог сдерживает эти реакции. Чтобы этот всемирный, безликий закон не раздавил нас как вредных насекомых. Господь делает это в надежде, что мы одумаемся и вступим с Ним, наконец-то, в диалог.
А потому, будем учиться слышать и не подавлять в своём сердце голос истины. Для этого постараемся каждую свою мысль, каждое своё действие сверять с заповедями Евангелия. Тогда наш внутренний голос будет становиться всё отчетливей. А мы будем действовать в этом мире не как те, кто живёт по своей воле, но как дети Бога, которые во всех своих делах ищут волю Небесного Отца и которых Он избавляет от гнева.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Присоединиться к акции «Открытка добрых дел»

Хотите порадовать себя и близких душевной открыткой и вместе с этим сделать доброе дело? Присоединяйтесь к благотворительной акции «Открытка добрых дел». Её проводит фонд «Помощь». Находится он в городе Санкт-Петербурге, но приходит на выручку людям со всей России — оплачивает срочное лечение, реабилитации и не только.
Специально для акции «Открытка добрых дел» дети и взрослые, уже получившие поддержку, создали яркие и трогательные рисунки. Из них команда фонда сделала открытки и разместила на своём сайте. Каждая наполнена благодарностью и теплом людей, которые знают: справляться со сложностями лучше вместе.
Среди них девятилетняя Василиса. У неё онкологическая болезнь. Больше года девочка проходит лечение в больницах Петербурга. Благодаря поддержке фонда и многих людей у неё появилось необходимое лекарство, а вместе с ним и силы бороться.
Василиса не теряет позитивного настроя, удалённо учится в школе, общается с друзьями и строит планы на будущее. Она как никто другой знает, как важно вовремя протянуть ближнему руку помощи. Поэтому участвует в акции «Открытка добрых дел».
Перейдя на сайт фонда «Помощь», вы можете выбрать открытку с рисунком, созданным Василисой, или любую другую, и оставить свой благотворительный взнос. Так вы сделаете доброе дело для тех, кто нуждается в срочном лечении, и получите открытку на память.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов