
Фото: PxHere
24 августа 1898 года глава Министерства иностранных дел Российской Империи, граф Николай Муравьёв направил послам зарубежных государств, которые имели официальное представительство в Петербурге, очень важный документ. Это было предложение об организации международной конференции по вопросам разоружения и сохранения мира. Главным инициатором конференции был император Николай Второй. По его словам, такой формат встречи мог бы стать «добрым предзнаменованием для грядущего века». Представители государств, откликнувшиеся на призыв Николая II, собрались 18 мая 1899 года в голландском городе Гааге. Так состоялась Первая Гаагская мирная конференция.
Россия подняла остро назревший вопрос о создании общеевропейской системы безопасности не случайно. На рубеже XIX-XX-го веков многие страны втянулись в гонку вооружений. Ведущие державы готовились к переделу мира путём вооружённых конфликтов, создавая угрозу для других стран и вынуждая их, в свою очередь, наращивать вооружения. Огромные военные расходы тяжким бременем ложились на экономику государств, не давали развиваться другим важным отраслям, таким как здравоохранение, образование. Новые и новые виды оружия становились всё более смертоносными и угрожали жестокими, кровавыми, беспощадными войнами. На этом фоне Российская Империя оказалась единственной державой, открыто выступившей против нарастающей военной угрозы. «Охранение всеобщего мира... — таков ныне высший долг для всех государств», — писал российский министр иностранных дел Муравьев, приглашая страны к участию в конференции.
Не все страны с энтузиазмом восприняли предложение Николая Второго. И всё же на конференции в Гааге собралось 26 государств Европы, Азии и Америки, включая основных игроков — Великобританию, Францию, Германию, США, Японию, Турцию. Российскую делегацию возглавил посол России в Великобритании, барон Егор Стааль. Его избрали президентом конференции, что подтверждало статус Российской Империи на международной арене. Обсуждения длились больше двух месяцев. К сожалению, гонку вооружений тогда не удалось ни остановить, ни даже ограничить. И всё же по итогам Гаагской мирной конференции стороны достигли очень важных соглашений. Так, например, были приняты конвенции «О мирном решении международных столкновений» и «О законах и обычаях сухопутной войны». Странам-участницам удалось согласовать несколько деклараций, в которых, к примеру, налагался запрет на применение в военных конфликтах снарядов с удушающим газом, запрещалось метать взрывчатые вещества с воздуха.
По итогам конференции в Гааге заработал Международный арбитражный суд. Заключительный акт в день закрытия конференции подписали представители всех 26 стран-участниц. А вот принятые постановления требовалось ратифицировать. И, как выяснилось впоследствии, далеко не все государства сделали это. Тем не менее, Гаагская мирная конференция собиралась повторно — в 1907 году. Как и прежде, на ней председательствовала Россия. В третий раз страны-участницы договорились встретиться в 1915-м. Но не получилось — началась Первая Мировая война... Боролись за мир, а начали воевать — столь горькое стечение обстоятельств, однако, не означало, что мирные инициативы Николая Второго оказались напрасными. Современные учёные считают, что российский император смотрел далеко вперёд, и что основы нынешнего международно-правового регулирования были заложены именно Николаем Вторым — тогда, в 1899-м году. Как отметил современный историк Юрий Саямов, русская инициатива намного предвосхитила свое время. И если бы Запад всерьёз прислушался тогда к России, человечеству не пришлось бы пройти через тяжёлые испытания мировых войн.
Все выпуски программы Открываем историю
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О почитании Калужской Иконы Божией Матери

Сегодня 15 сентября. День памяти Калужской Иконы Божией Матери.
О её почитании — священник Захарий Савельев.
Пресвятая Богородица изображена в момент чтения. И действительно, это особенный образ Божией Матери, ведь даже на этой иконе виден процесс чтения. И, в общем, этот образ являет собой наказ читать, наказ просвещаться и, самое главное, конечно же, молиться. То есть такое чудотворное изображение Престо-Богородицы учит нас и труду, и молитве.
В наше непростое время образ Престо-Богородицы посетил всю Калужскую землю. В самые тяжёлые моменты истории нашего государства этот образ защищал калужан. Это случалось и во время 1812 года. Во время холеры в конце XIX века этот образ Божией Матери также избавил Калугу от этого страшного поветрия.
И в наше сегодняшнее непростое время также Пресвятая Богородица своим молитвенным заступничеством и чудом, явленным в этом иконографическом изображении, не оставляет верующие сердца и, опять же, призывает нас всех молиться, трудиться и просвещаться.
Все выпуски программы Актуальная тема