
Фото: PxHere
В 1783-м году в состав Российской империи вошли новые территории: Кубань, Тамань, а также Крым. Присоединение этих земель произошло в результате успешной для России войны с Турцией. Спустя 4 года, в 1787-м, Екатерина Вторая решила проехать по новым землям. Эта поездка императрицы вошла в историю как Великое путешествие, или Таврический вояж. Историки называют её беспрецедентной по своим масштабам. В общей сложности около трёх тысяч человек, включая иностранных гостей и дипломатов, сопровождали императрицу в её шестимесячном Великом путешествии в «полуденный» — то есть, южный — край.
Сама Екатерина не раз подчёркивала: она путешествует прежде всего, для того, чтобы увидеть простых людей, выслушать их, помочь решить проблемы — «исправить многие неудобства, злоупотребления, упущения и несправедливости». Процессия выехала из Царского села 18 января. В кортеже Екатерины II было больше ста двадцати саней и 14 карет. Сама же она ехала в 12-местной карете, запряжённой сорока лошадьми. Чуть меньше, чем через месяц, 8 февраля, императрица прибыла в Киев. Там было решено задержаться до Пасхи. В течение трёх месяцев Екатерина встречалась с вельможами и просителями. Царица посетила Десятинную церковь и Софийский монастырь, а Светлое Христово Воскресение встретила в Киево-Печерском монастыре.
9 мая императрица заложила храм на месте, где вскоре должен был вырасти город Екатеринослав — в советское время ставший Днепропетровском. А 12-го императорский кортеж прибыл в Херсон. Глазам императрицы предстала крепость, большие казармы, оружейный арсенал, верфи с кораблями, готовыми к спуску. В городе, совсем недавно основанном, уже имелись каменные здания, блистали куполами церкви. Ещё больше Екатерину, и особенно иностранных гостей, восхитил Севастополь. Заложенный в 1783-м, то есть, всего за 4 года до Великого путешествия императрицы, город жил активной жизнью. Впоследствии Екатерина так описывала свои впечатления: «Здесь, где ничего не было, я нашла красивый город. Надо отдать справедливость князю Потёмкину, что он во всём этом обнаружил величайшую деятельность».
Действительно, князь Григорий Потёмкин-Таврический, получивший в управление земли Новороссии и Крыма, успешно развивал вверенный ему регион. По мнению историка Вячеслава Лопатина, Потёмкин сделал на Юге России больше, чем Пётр Первый на Севере. Дороги и мосты, паромная переправа через Днепр, строительство и благоустройство городов и сёл. Всего за несколько лет деятельности Потёмкина население южного края увеличилось более, чем в три раза.
Однако не всем верилось, что князь смог столько сделать за весьма короткий срок. Слухи о том, что Потёмкин попросту мистифицирует императрицу, поползли ещё во время поездки. Австрийский принц Шарль-Жозеф де Линь, сопровождавший Екатерину, писал знакомым из путешествия: «Уже успели сплести басню, что нам по дороге выставляли домики, пушки и корабли, разрисованные на бумаге, и тому подобный вздор». Однако эти слухи опровергла сама Екатерина. В письме князю Николаю Салтыкову из поездки она рассказывала, что своими глазами видела и деревни, и сельчан, и встречающие императорский кортеж полки... Но всё же выражение «потёмкинские деревни», как обозначение чего-то бутафорского, ненастоящего, надолго вошло в обиход. Как удалось выяснить исследователям, главным автором легенды о «потёмкинских деревнях» стал саксонский дипломат Георг Гельбиг. Иностранец таким образом хотел очернить Россию в глазах других государств. Но сделать этого не удалось: слишком очевидны и осязаемы были плоды трудов князя Потёмкина. Живы они и по сей день.
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер