Милосердие, сострадание, стремление помочь — эти качества испокон веков были присущи русскому человеку. Известный историк XIX века Михаил Погодин, специалист по домонгольской Руси, утверждал, что ещё у древних славян забота о стариках, больных и нуждающихся считалась добродетелью. Куда больший размах благотворительность приняла после крещения Руси. Люди стремились исполнить евангельскую заповедь о любви к ближнему. Историк Василий Ключевский так писал об этом: «Человеколюбие у наших предков значило прежде всего — накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице». Однако несмотря на то, что благотворительность действительно широко распространилась в народе, долгое время она существовала лишь в формате частной инициативы.
Первым, кто предпринял попытку вывести дела милосердия на государственный уровень, стал креститель Руси, великий князь Владимир Святославич. Летописные источники свидетельствуют, что Владимир повелел «всякому нищему и убогому приходить на княжий двор, брать кушанье и питье, и деньги из казны». В 996 году князь издал закон, в котором поручил Церкви организацию заботы о бедных, больных и стариках. Появились первые богадельни, общественные больницы и сиротские приюты. Существовали они при монастырях за счёт княжеской казны. Примеру Владимира последовали и другие правители Руси — Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. В своём знаменитом «Поучении» Мономах оставил потомкам такой наказ: «Милостыню подавайте нескудно, это ведь начало всякого добра». Так и продолжалось вплоть до XIII века, пока на Русь не пришли монголо-татары.
Держава долго восстанавливалась после тяжёлого двухсотлетнего ига. Только в XVI столетии стало возможным вновь вернуться к вопросам благотворительности на государственном уровне. Так, например, на Стоглавом Соборе 1551-го года Царь Иван Грозный постановил в каждом городе строить богадельни и больницы. Эту политику продолжил в XVII веке и царь Алексей Михайлович Романов. При нём упоминание о благотворительности появилось в своде официальных государственных законов, известном как «Кормчая книга». Забота о бедных и немощных там называлась делом «ради душевного спасения подданных». В 1670 году Алексей Михайлович учредил государственный Приказ — то есть, министерство — строения богаделен.
Реформатором в сфере благотворительности была императрица Екатерина II. В ноябре 1775 года она издала документ, в котором постановляла создать Приказы общественного призрения (то есть помощи нуждающимся) в каждом из сорока регионов Российского государства. Таким образом, все благотворительные, или, как их тогда называли, богоугодные заведения — объединялись в одну централизованную сеть. Народные школы, воспитательные и сиротские дома, госпитали и больницы, богадельни, приюты для душевнобольных — теперь законодательно переходили под государственный контроль и финансирование. В то же время, Екатерина поощряла и частную благотворительность. В законодательном акте 1797 года императрица подчёркивает необходимость для сельских и городских общин, а также церковных приходов «прокармливать своих бедных, не допуская их до нищеты». При Екатерине Второй в Москве открылся первый в истории России государственный детский приют — Московский Императорский воспитательный дом. Он принимал под свой кров сирот, подкидышей, малышей, которых родители не могли растить по причине крайней бедности. Здесь их обеспечивали всем необходимым, давали общее образование и обучали ремёслам. Несколько миллионов в год выделяла государственная казна только на содержание Императорского воспитательного дома. По мнению историков, именно Екатерина II заложила основу государственной социальной политики, которая просуществовала вплоть до революции 1917 года, а в общих чертах сохранилась и до наших дней.
Все выпуски программы Открываем историю
«Небо улыбается»
Много о небе не скажешь, иногда ни слова не проронит, промолчит и накроет прохладной ночью; а иной раз слышится в нём былина древняя, песнь ли, тоска о запредельном или светлая чистая радость. Есть в нём ещё одна необъяснимая черта, незаметная сразу, его маленькая-премаленькая тайна: небо улыбается. Да, улыбается, смотрит на тебя, нет, не только на этого назойливого сверчка в траве, ждущего внимания, а обымает своим лучистым взором всю вселенную и улыбается ей.
Все выпуски программы Утро в прозе
15 января. О народном почитании преподобного Серафима Саровского
Сегодня 15 января. Церковь празднует Преставление и Второе обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, жившего в девятнадцатом веке.
О его народном почитании — протоиерей Константин Харитонов.
У нас на Руси особенно почитают преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского. Как-то в народе стали их называть, что преподобный Сергий — это игумен всея Руси, а батюшка Серафим — это духовник всея Руси. Почему? Потому что батюшка Серафим явил особый пример: и любовь, и заботу о мирских людях. Хотя и преподобный Сергий в этом особо потрудился, но преподобный Сергий особенно потрудился, основав множество монастырей в нашем Отечестве. А батюшка Серафим особенно окормлял близких людей и многим-многим помог духовно окрепнуть и спастись.
И сегодня множество людей приходят к батюшке Серафиму и получают от него духовного утешения, как от родного отца. И на самом деле мы можем заметить, та благодать, которую Господь даровал преподобному Серафиму, нас утешает, укрепляет, как та благодать, которая дана каждому духовнику, которая тоже имеет власть от Бога людей утешать, укреплять и наставлять.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 января. О личности и служении Петра Румянцева-Задунайского
Сегодня 15 января. В этот день в 1725 году родился русский полководец Петр Румянцев-Задунайский.
О его личности и служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Петр Румянцев-Задунайский. Последнее наименование было присвоено Петру Румянцеву Екатериной за его блистательные победы над турками. Румянцева в XVIII веке не без основания почитали гениальнейшим полководцем и чтили европейские государи. Побеждённый им Фридрих, король Пруссов, устраивал Румянцеву такой приём в Берлине, какого не удостаивалось ни одно коронованное лицо. А австрийский император Иосиф, когда обедал, всегда один прибор держал свободным для Петра Румянцева, почитая его присутствующим.
Начинал он свою жизнь с проказ, был непослушен, бедокурил и в России, и в Европе, где учился, приносил немало огорчений родителям. Но, как это бывает, человек не подчинявшийся никаким условностям, после кончины отца стал совершенно преданным престолу военачальником, который заслужил от российских правительниц, более всего от Екатерины, а прежде и Елизаветы, всех высших титулов, включая орден Андрея Первозванного, алмазную шпагу, оливковый венец с алмазами. Генерал-губернатор Малороссии привёл эти земли в совершенный порядок и содействовал пополнению российской казны, умело организовывая здесь хозяйственную и общественную жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема