
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха
Около 1016-го года на Руси появился первый единый свод законов — «Русская правда». Автором этого документа, а точнее, целой книги — фактически, уголовного и административного кодекса под одной обложкой — историки считают великого князя Ярослава Мудрого. Он правил Русью в XI веке. Одна из самых древних редакций «Русской правды» называется «Краткая». Текст её приводится в Новгородской Первой летописи, и считается наиболее достоверным. Второй вариант документа, дополненный Уставом Владимира Мономаха, получил название Пространная Правда. Этот вариант дошёл до нас в виде списков — иными словами, копий. Всего их сохранилось около ста. Самым точным из них историки считают так называемый Троицкий список. Существует и третий вариант «Русской правды» — своего рода выжимка из предыдущей Пространной редакции. Он называется «Сокращённая Правда». До нас дошли лишь два его списка. Автором текста переписчики всё также называют князя Ярослава Мудрого.
Об истории и месте возникновения «Русской правды» специалисты по сей день склонны спорить. Одну из наиболее достоверных версий события излагает Новгородская Первая летопись. Её обнаружил в XVIII веке знаменитый российский историк Василий Татищев. В летописи говорится о том, как в 1016 году близ города Любеча Ярослав в первый раз одержал победу над своим мятежным братом Святополком Окаянным в бою за киевский престол. Жители Киева были рады видеть Ярослава своим князем. Войдя в город как правитель, Ярослав в награду за верность и поддержку дал киевлянам грамоту. Это и была та самая Краткая Правда Ярослава, древнейший образец первого законодательного свода на Руси. Новгородская летопись, вслед за рассказом о победе Ярослава, полностью приводит её текст. «Живите по этой грамоте; как написано вам, так это и соблюдайте», — повелел киевлянам Ярослав Мудрый.
Чётко прописанный и единый для всех закон появился на Руси более чем своевременно. До этого правосудие вершилось в соответствии с языческими обычаями и представлениями о справедливости. В ходу были самосуд и кровная месть. Однако реалии давно стали иными. Отец Ярослава, князь Владимир, ещё в 988 году крестил Русь. У людей постепенно формировалось новое мировоззрение, основанное на евангельских заповедях и принципах. Прежние языческие законы ему противоречили. Поэтому «Русская Правда» стала не только важным юридическим документом, но и торжеством христианской морали над язычеством. Основой многих статей нового закона стало Церковное право. Кроме того, чёткая законодательная система способствовала росту авторитета Киевской Руси среди европейских государств.
«Русская Правда» Ярослава Мудрого регулировала и упорядочивала практически все сферы жизни: государственный строй, частную собственность, земельные вопросы, порядок судебных разбирательств. Первому законодательному своду мы обязаны появлением такого, например, участника судопроизводства, как свидетель. Оттуда же пошла традиция приносить в суде клятву на Евангелии. Новый закон регулировал и ценообразование. Так, например, в нём есть статья «Урок мостникам» — то есть, повеление строителям мостов — не брать за работу лишних денег, а строго придерживаться планки, установленной законом.
Законодательные нормы «Русской Правды» Ярослава Мудрого действовали вплоть до XV века, пока не появился «Судебник» Ивана III. Впрочем, и он основывался на постулатах «Русской правды». Как, по сути, и все последующие законы, вплоть до современных.
Все выпуски программы Открываем историю
9 июня. О духовном смысле праздника Дня Святого Духа

Сегодня 9 июня. День Святого Духа.
О духовном смысле праздника — священник Стахий Колотвин.
Если мы посмотрим на церковный календарь, то в течение года всегда после Великого Двунадесятого праздника будет малый, связанный с ним праздник, прямо на следующий день. После Рождества Христова мы вспоминаем Собор Пресвятой Богородицы, после Крещения Господня мы вспоминаем Собор Иоанна Предтечи, вспоминаем Иоакима и Анну после Рождества, вспоминаем Старца Симеона и Анну Пророчицу после праздника Сретения Господня.
Когда мы оглянемся на День Живоначальной Троицы, который правильно называется полностью Днём Сошествия Святого Духа на апостолов, то мы увидим, что есть отдельный праздник Святому Духу. По идее, Святой Дух прославляется и на богослужении самого Двунадесятого праздника, но всё-таки, поскольку мы в этот день отмечаем полноту общения человеческого рода со всей Живоначальной Троицей — и с Богом Отцом, и с Богом Сыном, и с Богом Духом Святым, — то нам нужен отдельный день, чтобы отдельно прославить Бога Духа Святого.
Ведь Он — участник творения нашего, ведь Он — участник творения всего мира, ведь Он — тот, кто действует во всех таинствах Церкви. И хотя нам легче представить Бога Сына, потому что Он воплотился и Сам явился к нам, хотя нам легче обратиться к Богу Отцу, воспринимая Его как заботливого Небесного Отца, тем не менее, с Духом Святым мы непосредственно взаимодействуем каждый момент своей христианской жизни, и этот день нужно обязательно прославить.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июня. Об угождении Богу

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Испытывайте, что благоугодно Богу».
Об угождении Богу — протоиерей Максим Горожанкин.
Что благоугодно Богу? Это самый важный вопрос, который мы можем услышать из глубины своего сердца. Наша совесть — это тот орган, который может нам ответить на этот вопрос. Каждый день нашей жизни может и должен быть сопряжён с вопросом и ответом на этот вопрос. Что благоугодно Богу? Что благоугодно? Как мне жить, чтобы быть угодным Господу?
И здесь самое главное, что мы можем Богу принести, — это чистое, искреннее исповедание нашей веры и добрые дела. Мы веруем в Господа, мы делаем добро нашим ближним.
Верующим в душе можно быть очень долго, но бесплодно. А верующим на деле быть сложнее. И вот наша задача, как христиан, быть верующими на деле. В чём да поможет нам Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июня. О дружбе во Христе

Сегодня 9 июня. Международный день друзей.
О дружбе во Христе — игумен Назарий Рыпин.
Христос сказал апостолам: «Вы друзи есте», то есть Он сказал, что они Его друзья. И, безусловно, человек, как существо социальное, имеет потребность в общении. Такими сотворил нас Господь. Это базовая потребность человеческого естества, человеческой души, возможность общаться.
Ну и, конечно же, во Христе нам открывается иное измерение этой потребности — это духовная дружба. Хотя святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что встретить настоящего духовного друга — это великий дар Божий и очень большая редкость.
Но тем не менее, прежде всего, мы должны стремиться стать, действительно, как апостолы, друзьями Божьими своей жизнью. И через верность Ему, через исполнение Его святых заповедей. И тогда в Боге для нас откроется очень много людей, которых мы по-настоящему сможем назвать своими друзьями.
Но тайна ещё в том открывается, что чтобы иметь много друзей, надо быть другом для многих. Когда мы учимся дружить со многими и приходить на помощь многим, и многие в ответ помогают нам и стремятся быть нашими друзьями. Об этом нельзя забывать, что это прежде всего обращено к нам. Не мы должны искать друзей, а нам нужно стараться быть другом для многих.
Все выпуски программы Актуальная тема