
Апостол Павел. Мозаика
Рим., 103 зач., X, 1-10.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться тщательно исполнять религиозный закон? Как организовать свою жизнь так, чтобы как можно меньше нарушать правила церковного устава? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.
2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.
3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,
4 потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего.
5 Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им.
6 А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести.
7 Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести.
8 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.
9 Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,
10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
Евреи относились к своей традиции веры весьма серьёзно и с огромным уважением. А потому апостол Павел и говорит, что они имеют ревность по Боге. Действительно, правоверные иудеи очень тщательно и скрупулёзно исполняли закон. И это, безусловно, делало им великую честь. Однако здесь же апостол делает оговорку: ревность-то есть. И благочестие есть. Но при этом мало рассуждения. То есть эта ревность не по разуму. Она зачастую неправильно направлена, от чего возникали разного рода затруднения. Стараясь остаться праведными перед законом и сохранить обычаи формального благочестия, верующие нередко оказывались в ситуации выбора: проявить человечность или остаться верными букве устава.
Яркий пример — причта о добром самарянине. Избитый, окровавленный, полумёртвый человек лежит на дороге по пути в Иерусалим. Один за другим мимо него проходят два священнослужителя. Вместо того, чтобы подойти и проявить элементарное милосердие, они обходят бедолагу стороной. И это не безразличие и равнодушие. Это именно ревностное исполнение закона, который предупреждает: если не хочешь оскверниться, не прикасайся к трупу. Тем более, если ты идёшь на богослужение. Очевидно, Христос изображает эту ситуацию не случайно. Видимо, подобное поведение в повседневной жизни были широко распространено.
Поэтому и сопоставляет апостол Павел в прозвучавшем отрывке две праведности. Одна праведность — это чистота и добропорядочность в глазах закона и в глазах окружающих людей. Другая — чистота совести перед Богом. Первая основана на тех правилах, которые мы можем узнать из текстов религиозной традиции и из других авторитетных источников. Вторая рождается от личного знания Творца.
Неужели это означает, что закон не нужен? Совсем не об этом идёт речь. Именно личное знание Бога подсказывает нам, как правильно исполнять закон. В каких случаях необходимо строго держаться его буквы, а когда её следует оставить в стороне ради милости, любви и снисхождения. Если у нас не появится такой духовной интуиции, наша жизнь превратится в сочинение студента-лентяя. Вместо того, чтобы творчески и самостоятельно подойти к решению задачи, он обращается к нейросети. Искусственный интеллект по заданным параметрам очень ловко компилирует информацию из интернета. Иногда эти сочинения очень даже читабельные. Для того чтобы проскочить на защите — пойдёт. Но здесь нет личного участия человека. Нет погружения в тему. Нет развития.
Вот так и вера наша не может опираться только на сумму предписаний закона. В этом случае она будет походить на банальную компиляцию. Такая вера мертва, такая духовность вызывает отвращение. И если мы не хотим блуждать в лабиринтах бесконечных правил, будем искать личного общения с Богом. Путём постоянного молитвенного разговора с Ним, путём применения Евангельских принципов ко всякой жизненной ситуации, получая для этого силы в церковных таинствах, — мы приобретаем глубокий духовный опыт, а вместе с ним и подлинную праведность.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 04.07.2025». Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева, Наталия Лангаммер и Константин Мацан, а также заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— День семьи, любви и верности;
— Духовных подвиг православных стариц;
— Фильм телеканала «СПАС» «Мумия»;
— Поп-культура и христианство — возможно ли взаимодействие? (В частности, на примере группы «The Beatles»)
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.
Псалом 130. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 130. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 130. На струнах Псалтири
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.