Люди, прошедшие ужасы советских лагерей, нередко брались за перо, чтобы написать воспоминания. Им хотелось рассказать о тех, кто из тюрем и ссылок не вернулся.
Сегодня мы говорим о новомученике Иоанне Попове и книге Михаила Розанова «Соловецкий концлагерь в монастыре».
Место действия — остров Соловки, Соловецкий лагерь особого назначения.
Время действия — 20-е годы XX века.
Михаил Михайлович Розанов принадлежал к числу тех, кто не принял октябрьского революционного переворота и не хотел иметь ничего общего с новой властью.
В 1928 году Михаил Розанов (ему тогда было 27 лет) решил бежать из советской России в Маньчжурию, но по дороге был арестован и в общем счете одиннадцать лет провел в лагерях.
Самый долгий срок Михаил Михайлович Розанов отбывал в Соловецком лагере особого назначения, о чем на склоне лет написал книгу в двух томах «Соловецкий концлагерь в монастыре».
Бывший заключенный Соловков хотел рассказать правду о советских лагерях и их невинных узниках.
В главе о ссыльном духовенстве он повествует об одном удивительном человеке, из мирян, который пользовался среди священников огромным уважением. Его имя — Иван Васильевич Попов.
Профессор Московской Духовной Академии и Московского университета Иван Васильевич Попов оказался в Соловках в 1925 году за помощь патриарху Тихону.
В Соловецком лагере Иван Васильевич, один из образованнейших людей своего времени, помогал ссыльному духовенству составлять открытые письма, декларации, послания верующим.
Вот что пишет о нем автор книги «Соловецкий лагерь в монастыре».
В Московской Духовной Академии Иван Васильевич Попов преподавал по кафедре патрологии, являясь её создателем, а потом в Московском университете читал лекции по психологии. Чем перечислять его богословские труды, ограничусь оценкой, которую дал ему архиепископ Иларион: «Если бы, отцы и братия, все наши с вами знания сложить вместе, то это будет ничто перед знаниями Ивана Васильевича». К тому же, профессор Попов отличался строгим образом жизни, почти монашеским: воздерживался в пище, безропотно трудился и оставался безбрачным. В Соловецком кремле доктор богословия и профессор академии и университета обучал грамоте уголовников...
Вернувшись из ссылки в 1934 году, Иван Васильевич поселился в поселке Люберцы под Москвой, а через год снова был арестован и приговорен к пяти годам ссылки в Красноярский край.
Лагерь не поколебал его убеждений. И хотя после революции Московская духовная академия была закрыта, профессор Попов читал подпольные лекции для священников и устраивал беседы с верующими на богословские темы.
Некоторые сведения об этом содержатся и в книге Михаила Розанова «Соловецкий концлагерь в монастыре».
После ареста епископа Варфоломея (Ремова, викария Московского, расстрелянного в июне 1936 году) на третий день «органы» забрали и Попова, помогавшего епископу вести занятия в Духовной Академии, о которой власти знали, но разрешения на нее не давали.
В 1937 году отбывавший ссылку в Сибири Иван Василевич Попов опять был арестован и заключён в тюрьму в Енисейске. На допросах профессор Попов не отрицал, что много лет работал в Духовной академии, где готовились кадры священнослужителей и близко знаком со многими известными иерархами Русской Православной Церкви.
По приговору тройки НКВД профессор-христианин Иван Васильевич Попов был расстрелян в тюрьме 8 февраля 1938 года.
Свою книгу «Соловецкий концлагерь в монастыре» Михаил Михайлович Розанов, предпочитавший называть себя не писателем, а очевидцем и летописцем, выпустил в США, где он жил последние годы. Автор издал ее на скромные трудовые и пенсионные сбережения, небольшим тиражом в надежде, что имена узников Соловецкого лагеря не сотрутся в памяти потомков.
Таких людей, как Иван Васильевич Попов, ныне прославленный Церковью в лике новомучеников российских, нельзя забывать.
Все выпуски программы Прообразы
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 323 зач., X, 1-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Очень сильно обличает совесть, когда не получается соблюдать предписания церковного устава. Что делать? Как исправиться и найти мир в своей душе? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Сегодня апостол Павел напоминает нам о том, что в своей духовной жизни мы можем по-разному расставлять акценты.
С одной стороны, можно во главу угла ставить закон. Закон гражданский и, конечно же, религиозный. Апостол Павел до обращения в христианство был иудейским законником. А потому он не понаслышке знает, что жизнь по букве закона — это жизнь с постоянным ощущением своего несовершенства. Человек живёт с осознанием того, что вольно или невольно, осознанно или не осознанно, но он нарушает те или иные правила. Да что говорить, у каждого из нас есть опыт, когда сами обстоятельства делают невозможным соблюдение законных предписаний, в том числе религиозного устава.
Элементарный пример — человек занят тяжёлым физическим трудом и не может строго выдерживать пост. При этом священник, зная его ситуацию, может не препятствовать ему причащаться. Однако порой сам человек очень смущается делать это. Он почитает себя недостаточно готовым. Ведь он не исполнил общепринятое. Не постился строго три дня. Или не вычитал всего молитвенного правила. Так работает наша совесть. Она постоянно соотносит себя с нормой. И когда находит несоответствие, начинает нас укорять. И этих несоответствий полным-полно. Чтобы совесть успокоить, нужно совершить какое-то ритуальное действие. В древности священники приносили Богу жертвы. В том числе кровавые. И это было необходимо делать регулярно. Ведь и закон человек нарушает регулярно.
Вторая модель духовной жизни во главу угла ставит исполнение Евангелия. По сути, апостол Павел говорит о том, что, если человек уверовал во Христа и старается ради Него и Его Евангелия каждый день, во всех своих делах служить Церкви и окружающим, он обретает мир в душе. Даже если он по своей немощи нарушает какое-то уставное предписание, совесть перестаёт его обличать. Как такое возможно? Да точно так, как мы не судим героев. Если человек в буквальном или же переносном смысле отдаёт жизнь за «други своя», мы закрываем глаза на все его недостатки. Христианское совершенство — это не стерильная праведность и правильность. Это такое внутреннее устроение, когда я во всякий момент своей жизни готов послужить Богу посредством деятельной любви к людям. Как только мы перестаём исполнять это служение, в душе образуется пустота. Нас начинает укорять совесть. Так Бог посылает нам сигнал, что мы сбились с пути. Он призывает нас думать больше не о себе, а о том, что мы можем привнести в жизнь окружающих. А потому худшее, что мы можем сделать в этой ситуации, — продолжить выискивать у себя недостатки и думать, какое же предписание мы ещё нарушили. Вместо этого постараемся вспомнить о том, что люди нуждаются в нас. Понудим себя вернуться к ним. И тогда, даже если мы что-то по своей слабости и немощи не исполнили, Господь никогда не вспомнит нам наших беззаконий и грехов, но наполнит нас Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь храмам». Наталья Корнева
У нас в студии была заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.
Мы говорили о том, почему важно сохранение и возрождение храмов и святынь и как это влияет на общество.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Таинство Священства». Протоиерей Максим Горожанкин
У нас в гостях председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Разговор шел о таинстве священства, кто может стать священником, какие требования предъявляются к кандидатам, и что меняется для человека после рукоположения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер