На нашем приходе особо почитают московского святого, священномученика Сергия Мечёва. Поэтому как-то раз я вместе с другими прихожанами решил поехать по местам его ссылки. В этом паломничестве произошла одна встреча, которая явилась чудом и научила нас тому, как важно быть открытыми к другому человеку.
Были светлые пасхальные дни. Мы отправились в поездку, полные радостью. В дороге читали книги об отце Сергие, обсуждали их и пытались как-то прикоснуться к его непростой судьбе. Однако, чтение не давало полного представления о том, как он жил, служил и молился.
В одном из городов нашего маршрута было запланировано посещение храма, участие в литургии. Пасха, Христова Пасха! Крестный ход! Но литургия была ранняя, и все люди на приходе, включая нас, были словно жуки после зимней спячки. Поэтому трудно было не обратить внимание на одну бабушку. Она подходила к каждому человеку и, смотря в глаза, от полного сердца поздравляла со светлым праздником!
Свет радостных глаз этой бабушки заражал нас, и мы, вялые жучки, превращались в светлячков.
Так бабуля подошла к нашей группе и звонко так сказал: «Христос воскресе! С Пасхой!». Мы ответили: «Воистину воскресе!». На этом могло бы всё и закончится, но внутри чувствовалось непреодолимое желание подойти к бабушке после литургии и познакомиться с ней поближе.
Оказалось, бабушку звали Анна Степановна. Она была там давней прихожанкой. И когда мы рассказали бабушке о теме нашего паломничества, упомянули имя отца Сергия Мечёва, ее глаза загорелись. Она нас перебила нас буквально вылетевшим от неожиданности словом: «Ой!».
Бабушка Анна попросила нас подождать. И поспешила в трапезную при храме. Вернулась через минуту с некой женщиной, черты лица которой мне кого-то напомнили...
— Знакомьтесь! — торжественно провозгласила Анна Степановна — это Ирина Алексеевна! Внучка о. Сергия Мечева!
Мы были ошеломлены и не сообразили сначала, что и сказать, кроме «Христос Воскресе».
В итоге мы проговрили с Ириной Алексеевной несколько часов. Она рассказывала о дедушке, о том, каким он был молитвенником. И как был строг в вопросах духовной жизни.
Мне особенно запомнился один эпизод: Однажды в храме на Маросейке псаломщик решил, не закончив чтение предыдущего псалма, начать читать новый, чтобы сократить службу. Отец Сергий в этот момент исповедовал своих духовных чад, но услышал, что произошло, что псалом не дочитали. Он тут же сам, нараспев по памяти дочитал этот псалом. В храме воцарилась тишина. И отец Сергий сказал: «Сокращать молитву ни в коем случае нельзя, ибо это как прервать разговор с Богом на полуслове».
Много еще поучительных и важных деталей жизни своего великого святого деда рассказала нам Ирина Алексеевна. Так, через живое свидетельство, мы смогли действительно познакомиться с о. Сергием.
По пути назад я все думал о произошедшем. О важности разговора с Богом. Но и о важности разговора с человеком тоже. Ведь не встретили бы нас открытые светящиеся глаза Анны Степановны, полные пасхальной радости, не заговори мы с ней в ответ, не произошло бы чуда, встречи с внучкой отца Сергия, словно встречи с ним самим. Того, ради чего мы и отправлялись в паломничество. Поступай по Божьи, и так откроешь Богу простор для того, чтобы сотворить чудо!
Автор: Иван Крошкин
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM