
На нашем приходе особо почитают московского святого, священномученика Сергия Мечёва. Поэтому как-то раз я вместе с другими прихожанами решил поехать по местам его ссылки. В этом паломничестве произошла одна встреча, которая явилась чудом и научила нас тому, как важно быть открытыми к другому человеку.
Были светлые пасхальные дни. Мы отправились в поездку, полные радостью. В дороге читали книги об отце Сергие, обсуждали их и пытались как-то прикоснуться к его непростой судьбе. Однако, чтение не давало полного представления о том, как он жил, служил и молился.
В одном из городов нашего маршрута было запланировано посещение храма, участие в литургии. Пасха, Христова Пасха! Крестный ход! Но литургия была ранняя, и все люди на приходе, включая нас, были словно жуки после зимней спячки. Поэтому трудно было не обратить внимание на одну бабушку. Она подходила к каждому человеку и, смотря в глаза, от полного сердца поздравляла со светлым праздником!
Свет радостных глаз этой бабушки заражал нас, и мы, вялые жучки, превращались в светлячков.
Так бабуля подошла к нашей группе и звонко так сказал: «Христос воскресе! С Пасхой!». Мы ответили: «Воистину воскресе!». На этом могло бы всё и закончится, но внутри чувствовалось непреодолимое желание подойти к бабушке после литургии и познакомиться с ней поближе.
Оказалось, бабушку звали Анна Степановна. Она была там давней прихожанкой. И когда мы рассказали бабушке о теме нашего паломничества, упомянули имя отца Сергия Мечёва, ее глаза загорелись. Она нас перебила нас буквально вылетевшим от неожиданности словом: «Ой!».
Бабушка Анна попросила нас подождать. И поспешила в трапезную при храме. Вернулась через минуту с некой женщиной, черты лица которой мне кого-то напомнили...
— Знакомьтесь! — торжественно провозгласила Анна Степановна — это Ирина Алексеевна! Внучка о. Сергия Мечева!
Мы были ошеломлены и не сообразили сначала, что и сказать, кроме «Христос Воскресе».
В итоге мы проговрили с Ириной Алексеевной несколько часов. Она рассказывала о дедушке, о том, каким он был молитвенником. И как был строг в вопросах духовной жизни.
Мне особенно запомнился один эпизод: Однажды в храме на Маросейке псаломщик решил, не закончив чтение предыдущего псалма, начать читать новый, чтобы сократить службу. Отец Сергий в этот момент исповедовал своих духовных чад, но услышал, что произошло, что псалом не дочитали. Он тут же сам, нараспев по памяти дочитал этот псалом. В храме воцарилась тишина. И отец Сергий сказал: «Сокращать молитву ни в коем случае нельзя, ибо это как прервать разговор с Богом на полуслове».
Много еще поучительных и важных деталей жизни своего великого святого деда рассказала нам Ирина Алексеевна. Так, через живое свидетельство, мы смогли действительно познакомиться с о. Сергием.
По пути назад я все думал о произошедшем. О важности разговора с Богом. Но и о важности разговора с человеком тоже. Ведь не встретили бы нас открытые светящиеся глаза Анны Степановны, полные пасхальной радости, не заговори мы с ней в ответ, не произошло бы чуда, встречи с внучкой отца Сергия, словно встречи с ним самим. Того, ради чего мы и отправлялись в паломничество. Поступай по Божьи, и так откроешь Богу простор для того, чтобы сотворить чудо!
Автор: Иван Крошкин
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема