Мы знаем много историй, когда по случайности, вернее, по воле Божией, люди не попадали в то место, куда так спешили, а потом были очень благодарны своему опозданию. У кого-то не прозвонил будильник, и человек не успел на самолет, который впоследствии потерпел крушение, кто-то задержался по делам, а потом из выпусков новостей узнал, что то место, куда он не попал разрушено в результате взрыва, кто-то свернул не туда, и тем самым избежал аварии, произошедшей на шоссе, с которого его странным образом увел навигатор.
Почему, по каким таким, ведомым одному Господу Богу причинам, происходит цепь «неслучайных случайностей» и человек не попадает туда, где потом происходит трагическое событие? Спасает Ангел Хранитель, предупреждает сам Господь? Оставляет на земле для переосмысления своей жизни? Осознания?
Почему? Пока для меня этот вопрос остается без ответа. Но то, что нужно безусловно доверять Господу, и что у Бога для каждого своя дорога, я убедилась сама.
Этот случай произошел со мной минувшей зимой. У меня сломалась машина. Я журналист. И автомобиль для меня, как говорится в известной шутке, не роскошь, а средство передвижения. В моем случае — просто боевой друг. За день нужно успеть в массу разных мест, и все распланировано по минутам.
Вопреки моим планам, в тот зимний день, автомобиль предательски не завелся. У меня на утро было назначено интервью. Ждал священник, отец Александр. Опаздывать нельзя! Метро, автобус, бегу... Бегу в прямом смысле этого слова. «Зимний кросс.» От автобусной остановки до храма — прилично, минут десять! Напоминать о том, что такое дороги в середине февраля, наверное, нет необходимости, — подтаявший лед, где-то жижа. Так вот, буквально за 50 метров до финиша моего утреннего марафона я обнаруживаю, что бежать больше не смогу — сломался каблук. «Какое невезение! Что за день?! Все одно к одному!» — ругаюсь про себя!
Доковыляла до храма. И оператор, и батюшка отнеслись с пониманием к моей ситуации. Даже оба пообещали помочь с каблуком.
Записали интервью. Отец Александр был доволен, мы с коллегой тем более. Но рабочий, хоть поначалу и не очень везучий день, продолжался. Мне нужно было обязательно попасть на студию, на монтаж. И тут батюшка спросил, не могу ли я задержаться? Хотел обсудить план следующих программ. Могу, отец Александр, конечно могу!
Прошел еще час. Попрощались. Батюшка благословил. «Спасибо, отец Александр! Что за день? Может после заладится, посмеялась я...»
Но, выйдя из храма, поняла, что каблук окончательно развалился и придется ехать в обувной, покупать другую обувь. «Когда же я попаду на студию?» — пульсировало в голове.
В магазине повторился тот же сценарий. Опять я застряла. Не было нужной модели, еле нашли, потом не оказалось моего размера, потом на кассе возникла проблема... Складывалось ощущение, что меня «не пускали на студию» и в каждой точке моей дороги, как я уже поняла, Господь говорил «не нужно тебе туда сегодня!»
В тот момент, когда я, с радостью надев пару свежекупленных ботинок и с мыслью «ну наконец-то» вышла из магазина, запиликал телефон. Мне прислали видео-сообщение: рядом с нашим зданием полном машин спецслужб, скорых, пожарных, МЧС. И текст в смс от коллег: «На студии час назад случился пожар! Людей эвакуируют. Одна женщина получила отравление угарным газом, работают спасатели». Смотрю на телефон потерянным взглядом. Пауза. Молчу...
Вот так Господь всеми путями уводил меня от места, куда я так торопилась. Сказать, что я удивилась? Нет, скорее, еще раз удостоверилась в том, что Бог всегда нас видит и всегда незримо ведет отеческой рукой. Благодарю, Господи!
В очередной раз вспомнила изречение Апостола Павла «Всегда радуйтесь!» А себе еще добавлю! Не ропщи и доверяй Богу. Тем более не сетуй из-за мелочей. Ну что это за неприятность? Поломка железа или потеря сапог?
Возможно, тогда когда вы будете бежать в место, где случился пожар, Господь отправит Вас в магазин за новой парой ботинок и за осознанием наставления: «Верь мне! Не бойся! Я с тобой!»
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 323 зач., X, 1-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Очень сильно обличает совесть, когда не получается соблюдать предписания церковного устава. Что делать? Как исправиться и найти мир в своей душе? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Сегодня апостол Павел напоминает нам о том, что в своей духовной жизни мы можем по-разному расставлять акценты.
С одной стороны, можно во главу угла ставить закон. Закон гражданский и, конечно же, религиозный. Апостол Павел до обращения в христианство был иудейским законником. А потому он не понаслышке знает, что жизнь по букве закона — это жизнь с постоянным ощущением своего несовершенства. Человек живёт с осознанием того, что вольно или невольно, осознанно или не осознанно, но он нарушает те или иные правила. Да что говорить, у каждого из нас есть опыт, когда сами обстоятельства делают невозможным соблюдение законных предписаний, в том числе религиозного устава.
Элементарный пример — человек занят тяжёлым физическим трудом и не может строго выдерживать пост. При этом священник, зная его ситуацию, может не препятствовать ему причащаться. Однако порой сам человек очень смущается делать это. Он почитает себя недостаточно готовым. Ведь он не исполнил общепринятое. Не постился строго три дня. Или не вычитал всего молитвенного правила. Так работает наша совесть. Она постоянно соотносит себя с нормой. И когда находит несоответствие, начинает нас укорять. И этих несоответствий полным-полно. Чтобы совесть успокоить, нужно совершить какое-то ритуальное действие. В древности священники приносили Богу жертвы. В том числе кровавые. И это было необходимо делать регулярно. Ведь и закон человек нарушает регулярно.
Вторая модель духовной жизни во главу угла ставит исполнение Евангелия. По сути, апостол Павел говорит о том, что, если человек уверовал во Христа и старается ради Него и Его Евангелия каждый день, во всех своих делах служить Церкви и окружающим, он обретает мир в душе. Даже если он по своей немощи нарушает какое-то уставное предписание, совесть перестаёт его обличать. Как такое возможно? Да точно так, как мы не судим героев. Если человек в буквальном или же переносном смысле отдаёт жизнь за «други своя», мы закрываем глаза на все его недостатки. Христианское совершенство — это не стерильная праведность и правильность. Это такое внутреннее устроение, когда я во всякий момент своей жизни готов послужить Богу посредством деятельной любви к людям. Как только мы перестаём исполнять это служение, в душе образуется пустота. Нас начинает укорять совесть. Так Бог посылает нам сигнал, что мы сбились с пути. Он призывает нас думать больше не о себе, а о том, что мы можем привнести в жизнь окружающих. А потому худшее, что мы можем сделать в этой ситуации, — продолжить выискивать у себя недостатки и думать, какое же предписание мы ещё нарушили. Вместо этого постараемся вспомнить о том, что люди нуждаются в нас. Понудим себя вернуться к ним. И тогда, даже если мы что-то по своей слабости и немощи не исполнили, Господь никогда не вспомнит нам наших беззаконий и грехов, но наполнит нас Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь храмам». Наталья Корнева
У нас в студии была заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.
Мы говорили о том, почему важно сохранение и возрождение храмов и святынь и как это влияет на общество.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Таинство Священства». Протоиерей Максим Горожанкин
У нас в гостях председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Разговор шел о таинстве священства, кто может стать священником, какие требования предъявляются к кандидатам, и что меняется для человека после рукоположения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер