В жизни многих людей случаются моменты, когда их вера начинает рушиться. Со стороны это выглядит очень плоско. В детстве был послушным, хорошим мальчиком, молился, ходил в воскресную школу, на службы в храм, а потом раз — поменялся и стал другим.
А кто видит, что происходит в душе? Одной из причин такого перелома может быть ложное представление о Боге. Я как-то прочитал мысли об этом философа Людвига Фейербаха. Тут они в тему. Фейербах говорил, что человек творит Бога по своему образу и подобию. Он может вкладывать не только лучшее, но и худшее в образ Бога. На мой взгляд, Фейербах здесь прав не по отношению к Живому Богу, а в отношении идеи Бога.
У меня есть друг Алексей, который тоже в детстве был таким примерным мальчиком. Как он сам рассказывал, рос в православной семье. С родителями часто ходил в храм. Всей семьей молились дома. Потом мальчик пошёл в воскресную школу.
Но в юношеском возрасте, как сказали родители, Алексей буквально «отбился от рук». Внешне так и было: перестал причащаться, не читал Евангелие и болезненно воспринимал разговоры об этом. Только вот внутри у него был конфликт, который никто не видел.
В детстве, через назидание родителей, бабушки он усвоил образ Бога, как грозного надзирателя, который строго смотрит за каждым шагом и наказывает человека за его ошибки. В подростковом возрасте мой друг решил, что если Бог такой, то Он ему и не нужен. Короче говоря, стал атеистом.
И вот, уже взрослый Алексей, однажды проходя мимо храмов, увидел объявление, что там проходят встречи под названием «Разговоры о главном». Он мог пройти мимо, но вопрос из детства «почему Бог нас наказывает?» вдруг вспыхнул в его голове.
Леша сфотографировал это объявление, сохранил себе контакты. Через неделю решился и пришел на эти «разговоры», чтобы задать свой вопрос.
Беседу вёл священник. Когда подошла очередь вопросов, мой друг встал и задал самый больной свой вопрос, точнее, вопросы. Они посыпались один за другим, словно, выплескивая боль.
«Почему Бог жестокий? Почему христианство такое несвободное? За что Бог наказывает человека?»
Батюшка замолчал. И после паузы задал Леше встречный вопрос:
— Как ты думаешь, почему тебе так важно узнать ответы? Что заставляет тебя их искать?
— Я раньше думал, что мне все равно, но чем больше я вижу, как ломаются жизни моих школьных друзей, как умирают родственники, как болеют дети, тем живее звучит вопрос: если Бог есть, за что Он так нас наказывает? — вопрошал Алексей.
— А почему ты думаешь, что это от того, что Бог жестокий? Почему Он кажется тебе таким? — спокойно отвечал священник.
— Потому что мне в детстве часто говорили: нельзя играть в компьютерные игры, иначе Бог накажет, веди себя со старшими хорошо, Бог всё видит и тебе в конце жизни воздастся по заслугам...
— Ты правда думаешь, что Бог станет наказывать человека за его ошибки? — спокойно спросил священник. — Если так, то нас всех нужно наказать.
— Мне не хочется в это верить, поэтому мне проще думать, что Бога нет — заключил мой друг.
— А может быть все эти вопросы в тебе — стук Бога в твоё сердце? Вомзожно, Господь хочет до тебя достучаться сквозь некую ложную идею о боге, которую ты принял в детстве?
Алексей шел домой в глубоких раздумьях. Этот ответ священника оказался той самой отмычкой, которая помогла вскрыть заржавевший замок, на сердце Леши, закрывшие его сердце от Господа. Замок ложной идеи о настоящем Боге.
Автор: Иван Крошкин
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM