Как больно бывает родителям, у которых дети потеряли веру. Из-за этой раны происходят ссоры, обвинения что дети «позорят родителей», взаимные обиды.
А если заглянуть в сердце юного человека, разве хочет он позорить или злить родителей, разве только лень — причина охлаждения его отношений с Богом? Это важно понять.
У меня есть друг Саша, который воспитывался в православной семье. В детстве помогал звонарю в храме, учился в православной гимназии. Когда стал подростком, случилось горе. Первая страшная потеря. Умерла его любимая бабушка. Саша долго ее оплакивал. Ведь именно с бабушкой он ходил в храм, молился... и вдруг это всё оборвалось.
Первое время, внешне, ничего не менялось: он продолжал ходить в храм, молиться перед едой, но внутри него мир начал разрушаться. От литургии вместо вдохновения появлялась тяжесть на душе. Сладость службы превращалась в горечь. Он не понимал, как можно продолжать радоваться после утраты любимого человека. Он не мог вместить это событие в свою душу.
Саше не с кем было поделиться этим переживанием. Родные говорили, что пора идти дальше, что жизнь не заканчивается, что всё наладится. Постепенно Александр потерял веру.
Прошло много лет. Друг мой повзрослел. В церкви стал редким гостем. Однажды знакомые пригласили его на отпевание в храм. И старая боль обострилась. Он вспоминал, как тяжело терять любимого человека. Душу разрывало от невысказанного горя. После службы он решил подойти к священнику и поговорить.
Они сели на лавочку. Слова с трудом давались Саше. Дыхание сбивалось, комок подступал к горлу, трудно было даже просто сделать вдох. Когда он закончил, священник... просто обнял его. Он разделил боль моего друга, взять часть на себя.
Моему другу, возможно, не так и важны были объяснения. Возможно, в этом священнике в тот момент Саша увидел образ Бога, который дарит тепло и облегчение измученной душе. Если ... если пустить Господа в свою жизнь.
После той встречи, Саша начал делать шаги обратно в сторону церкви, хоть так не просто было перестраиваться после многих лет жизни без Бога. Александр твердо знал, что теперь сам хочет дарить людям такое же тепло, как то, что ощутил сам в объятьях доброго священника, помогать тем, кто попал в беду, кто не может почувствовать Божьей любви.
Такую вот историю поведал мне мой друг. Она пришлась к слову в тот момент, когда у моих знакомых начались проблемы с сыном, отдаляющимся от церкви. Саша посоветовал внимательно присмотреться к юноше, постараться его услышать, понять, что стоит за словами «я теперь в Бога не верю». Ведь именно через меня Господь может отогреть человеческое сердце от мороза жизненных скорбей.
Автор: Иван Крошкин
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM