Встречаюсь со своими невоцерковленными друзьями и удивляюсь их самонадеянности. Не осуждаю, потому что сама недавно такой была.
Вот один друг мне говорит:
— Я курить могу бросить на раз, у меня нет зависимости.
— Так брось.
— А я не хочу.
— Ну да, ну да.
Подруга страдает обжорством и тоже уверена, что независима. Просто всё очень вкусное, а лишний вес совсем не лишний.
Знакомый убеждён, что нецензурные слова в речи — это его изюминка. Сквернословие было моим самым труднопобедимым грехом. Казалось бы, что сложного? Перестать произносить два-три совершенно ненужных в речи слова, которые никак не влияют на смысл предложения...
Помню, до того, как пришла к вере, разговаривала с одним алтарником. Он поделился, что физически чувствует пагубное влияние сквернословия. Говорил: вот в компании кто-то выругается, а у меня мороз по спине. Я тогда решила, что он драматизирует.
Когда сама стала посещать службы, молиться, регулярно исповедоваться, тоже поняла, что отходит благодать, если речь грязная.
Каждый раз на исповеди произносила: «каюсь в сквернословии». И сама же про себя думала — «да сколько можно?!!».
Я чувствовала себя бессильной перед этими словами — паразитами. В какой-то момент я перестала вслух сквернословить. Много времени прошло с тех пор, но в мыслях эти гнилые слова проскакивают до сих пор.
Беда в том, что мы думаем самостоятельно победить грех. А это невозможно. Человек слишком слаб. Особенно, когда есть привычка служить тому или иному греху. А у меня она была.
В Евангелии от Матфея читаем: «А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно».
Мои друзья возражают — так зачем это нужно — освобождаться от пагубных привычек, если нам и так хорошо. Грешим же, и ничего не делается.
Люди думают, что все происходит буквально — совершил грех и упал замертво. Но это не так. Грех разрушает постепенно. У человека есть возможность проблему заметить, постараться остановить процесс, измениться.
Это похоже на работу в саду. Деревья и кустарники надо регулярно подрезать, чтобы растение было красивым, сильным и здоровым. Слишком отросшие ветки тянут вниз. При появлении плодов они могут совсем обломиться, и тогда не будет урожая. Если не срезать заражённые жучком кончики ветвей, болезнь проникнет в глубокие ткани и поразит весь организм. Некоторые кусты так запущены, что оттуда торчит только сухостой, еле живого ствола и не видно вовсе.
Так и мы покрыты грехами, как бедные растения, если их не обрезать вовремя. Приходим на исповедь, раз за разом срезаем сухоту, спиливаем омертвелые части, счищаем гниль. Удаляя одну больную ветку, за ней обнаруживаем другую, которая тоже требует лечения. Только на таинстве исповеди можно это сделать — очиститься, чтобы стать полезными себе и обществу.
Посмотрите на любой запущенный сад. Какое-то время он ещё просуществует в болезни и унынии. Но финал его предсказуем и печален. Если только не придёт добрый садовник. Его нужно лишь пригласить. И тогда мы перестанем быть запущенными садами, а станем цветущими парками, украшающими жизнь.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова