Встречаюсь со своими невоцерковленными друзьями и удивляюсь их самонадеянности. Не осуждаю, потому что сама недавно такой была.
Вот один друг мне говорит:
— Я курить могу бросить на раз, у меня нет зависимости.
— Так брось.
— А я не хочу.
— Ну да, ну да.
Подруга страдает обжорством и тоже уверена, что независима. Просто всё очень вкусное, а лишний вес совсем не лишний.
Знакомый убеждён, что нецензурные слова в речи — это его изюминка. Сквернословие было моим самым труднопобедимым грехом. Казалось бы, что сложного? Перестать произносить два-три совершенно ненужных в речи слова, которые никак не влияют на смысл предложения...
Помню, до того, как пришла к вере, разговаривала с одним алтарником. Он поделился, что физически чувствует пагубное влияние сквернословия. Говорил: вот в компании кто-то выругается, а у меня мороз по спине. Я тогда решила, что он драматизирует.
Когда сама стала посещать службы, молиться, регулярно исповедоваться, тоже поняла, что отходит благодать, если речь грязная.
Каждый раз на исповеди произносила: «каюсь в сквернословии». И сама же про себя думала — «да сколько можно?!!».
Я чувствовала себя бессильной перед этими словами — паразитами. В какой-то момент я перестала вслух сквернословить. Много времени прошло с тех пор, но в мыслях эти гнилые слова проскакивают до сих пор.
Беда в том, что мы думаем самостоятельно победить грех. А это невозможно. Человек слишком слаб. Особенно, когда есть привычка служить тому или иному греху. А у меня она была.
В Евангелии от Матфея читаем: «А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно».
Мои друзья возражают — так зачем это нужно — освобождаться от пагубных привычек, если нам и так хорошо. Грешим же, и ничего не делается.
Люди думают, что все происходит буквально — совершил грех и упал замертво. Но это не так. Грех разрушает постепенно. У человека есть возможность проблему заметить, постараться остановить процесс, измениться.
Это похоже на работу в саду. Деревья и кустарники надо регулярно подрезать, чтобы растение было красивым, сильным и здоровым. Слишком отросшие ветки тянут вниз. При появлении плодов они могут совсем обломиться, и тогда не будет урожая. Если не срезать заражённые жучком кончики ветвей, болезнь проникнет в глубокие ткани и поразит весь организм. Некоторые кусты так запущены, что оттуда торчит только сухостой, еле живого ствола и не видно вовсе.
Так и мы покрыты грехами, как бедные растения, если их не обрезать вовремя. Приходим на исповедь, раз за разом срезаем сухоту, спиливаем омертвелые части, счищаем гниль. Удаляя одну больную ветку, за ней обнаруживаем другую, которая тоже требует лечения. Только на таинстве исповеди можно это сделать — очиститься, чтобы стать полезными себе и обществу.
Посмотрите на любой запущенный сад. Какое-то время он ещё просуществует в болезни и унынии. Но финал его предсказуем и печален. Если только не придёт добрый садовник. Его нужно лишь пригласить. И тогда мы перестанем быть запущенными садами, а станем цветущими парками, украшающими жизнь.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
«Со святыми упокой» (кондак погребения)

Фото: Anna Shvets / Pexels
Когда наши близкие уходят из земной жизни, порой кажется, что почва уходит из-под ног. Так случилось с одним моим другом. Когда ему было 12 лет, скончался его дедушка, которого он любил всей душой. Мой друг рассказывал, как не мог поверить в то, что произошло. Он всё ждал шагов деда в коридоре, ждал его тихого голоса, ждал, что вот-вот дедушка откроет дверь в детскую, зайдёт и обнимет своего внука. Но на третий день, когда усопшего отпевали в храме, мальчик услышал песнопение, которое успокоило его сердце. Это был кондак погребения, который начинается словами «Со святыми упокой». Кондак — это молитва, раскрывающая главное содержание церковного события. Давайте поразмышляем над текстом молитвы «Со святыми упокой» и послушаем её в исполнении сестёр храма Табынской иконы Божией Матери Орской епархии.
В переводе на русский язык текст кондака погребения звучит так: «Со святыми упокой, Христос, души рабов Твоих, там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная».
Давайте послушаем это песнопение на церковнославянском языке:
Словами молитвы «Со святыми упокой» мы обращаемся к Богу с просьбой даровать усопшему вечный покой «там, где нет ни печали, ни воздыхания». Да и сам спокойный, медленный распев, хоть и проникнут особой тихой скорбью, но вселяет надежду и понимание того, что смерть — это не конец, а только дверь, ведущая в вечность.
После прощания с любимым дедушкой мой друг, не сразу, но почувствовал огромное облегчение на сердце. Он рассказывал, что понял тогда, во время отпевания, важную вещь: что Господь — это любовь. Бесконечная, настоящая, живая и реально существующая любовь, которую может почувствовать каждый, кто в скорбях или в радости искренне обратится к Богу.
Давайте ещё раз послушаем кондак погребения «Со святыми упокой» в исполнении сестёр храма Табынской иконы Божией Матери и помолимся обо всех наших усопших родных.
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Орел. Богоявленский собор
Богоявленский собор — старейшее каменное здание в Орле. Он стоит в центре города, на стрелке рек Оки и Орлика. Именно здесь находилась оборонительная крепость, возведённая в шестнадцатом веке по указу Ивана Грозного. В её ограде было несколько храмов. Деревянную церковь, посвящённую Богоявлению, построили в сороковых годах семнадцатого столетия. При ней существовал монастырь. Обитель сгорела во время пожара в 1680 году. Насельники перебрались на новое место, вниз по течению Оки. А на прежнем месте горожане возвели каменный Богоявленский собор — тот самый, что мы можем видеть сегодня. Конечно, с тех давних пор внешний вид храма изменился. В 1837 году здание расширили и украсили колоннадами под треугольными козырьками. В начале двадцатого столетия построили новую колокольню взамен обветшавшей. В 1937 году, при советской власти, эту звонницу разобрали на кирпичи. Безбожники изъяли из Богоявленского храма все ценности и устроили в нём антирелигиозный музей. В качестве экспоната сюда привезли мощи святителя Тихона Задонского. Сотни людей приходили в музей, чтобы поклониться святыне. Поток богомольцев возрос, когда храм стал действующим во время Великой Отечественной войны. Паломничество не нравилось властям, и в 1962 году Богоявленский собор закрыли. А спустя тридцать лет он вновь стал действующим! Прихожане отреставрировали многострадальное здание, восстановили колокольню. И теперь в праздники звон колоколов Богоявленского собора раздаётся на многие километры, созывая жителей Орла на богослужение.
Радио ВЕРА в Орле можно слушать на частоте 95,6 FM
13 февраля. «Смирение»

Фото: Vjekoslav Domanović/Unsplash
Часто, размышляя о смирении, мы, увы, забываем о нашем собственном Ангеле-Хранителе, этом богодарованном учителе добродетелей Христовых. А ведь он, так сказать, соткан из золотых нитей смирения, чистоты и любви. Духовное общение с Ангелом посредством краткой молитвы и сердечной тишины, ей последствующей, даёт неложное постижение смирения. «Когда каждое слово молитвы произносится со вниманием, знай, что твой Ангел молится с тобою», — говорит преподобный Серафим Саровский.
Ведущий программы: Протоиерей Артемий Владимиров
Все выпуски программы Духовные этюды











