
Фото: PxHere
Известный духовный писатель XIX века Андрей Николаевич Муравьёв составил акафист апостолу Андрею Первозванному — молитвенное песнопение, посвящённое святому. Любовь к своему небесному покровителю литератор выразил и в стихах.
Сегодня мы говорим об апостоле Андрее Первозванном и стихотворении Андрея Муравьёва «Апостол в Киеве».
Место действия — Великая Скифия (на территории будущей Древней Руси)
Время действия — I-й век по Рождестве Христовом.
Апостол Андрей Первозванный, младший брат апостола Петра, принадлежал к числу двенадцати ближайших учеников Христа.
После Вознесения Иисуса апостолы отправились проповедовать Евангелие в разных странах мира. Апостол Андрей обошёл с вестью о Христе многие города и селения по берегам Чёрного моря — на территории современных Македонии, северной Турции, Крыма.
По преданию, апостол Андрей побывал и в Великой Скифии, как в первые века христианства называли земли будущей Древней Руси.
В те давние времена путями сообщения среди непроходимых лесов служили реки. Вот и апостол Андрей отправился в Скифию по реке Борисфен, как в древности звался Днепр.
В стихотворении Муравьёва Андрей Первозванный шагает то по земле, то по воде. Поэт сравнивает это с евангельским чудом хождения Иисуса Христа по водам — такое можно совершить только тот, кто обладает великой верой.
Долины Скифии обнял вечерний сон,
И солнца поздний луч в тумане погребён;
Широкий Борисфен извивистой стезёю
Один блуждал в степях и беглою волною
Неколебимые пустыни оживлял:
Он бурные века грядущего сзывал,
И веки шли к нему — в одном усталом муже!
Пред ним, как даль степей, — грядущее наруже;
С святыней на устах и с посохом в руке
Бестрепетный идёт по пенистой реке...
Стихотворению Андрея Муравьёва «Апостол в Киеве» предшествует эпиграф: «И рече Андрей: видите ли горы сия? Яко на сих горах воссияет благодать Божья!»
Это строки из древнерусской летописи XII века под названием «Повесть временных лет», где упоминается о том, что в глубокой древности на русской земле побывал один из ближайших учеников Христа. Апостол Андрей Первозванный воздвиг крест на холме, где позже появился Киев — главный город Древней Руси.
Апостол с вербы ветвь зелёную срывает
И посох странствия в крест дивный обращает;
Он, искупленья знак подняв на темя гор,
Грядущего развил невидимый обзор:
«Здесь дивный станет град! — воскликнул, вдохновенный —
И Христианства луч его осветит стены!
Здесь Царства колыбель! В веках зародыш сил!»
Так некогда Андрей пустыни посетил
И в Киевских полях божественной рукою
Воздвигнул первый крест над Русскою землею!
Русский духовный литератор, поэт, драматург и церковный историк Андрей Николаевич Муравьёв содействовал реставрации Андреевской церкви в Киеве.
Это было ещё одним проявлением любви к своему небесному покровителю — святому апостолу Андрею Первозванному.
Все выпуски программы Прообразы
Псалом 96. На струнах Псалтири
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его.
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема